logo

Путь ребенка с инвалидностью не должен отличаться от пути ребенка без инвалидности

В работе Московского Международного Салона Образования, который прошел в столичном Экспоцентре, приняли участие более 300 образовательных учреждений и компаний, предлагающих свои услуги и решения в сфере образования. Среди них была и Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».

По словам Руководителя проектов по образованию Юлии Симоновой, их организация, созданная еще в 1997 году, призвана в том числе продвигать инклюзивное образование.

«Мы занимаемся социализацией и активизацией молодых людей с инвалидностью и отстаиваем их права», – говорит Юля. – «В прошлом дети с инвалидностью рассматривались исключительно через призму их нарушения и подвергались обязательному «лечению», что часто подразумевало их полную изоляцию от общества. Иногда у таких детей даже отнималось право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер. И дети с инвалидностью вполне могут и должны адаптироваться в обществе и учиться в общеобразовательных школах. Единственное, что пока далеко не все школы готовы принять таких детей. Над этим мы и работаем».

Юля рассказала, что сотрудники «Перспективы» проводят в школах «Уроки доброты», которые в последнее время пользуются большой популярностью.

«Радует, что учителя, директора школ сами проявляют инициативу и зовут нас. Порой приходится даже вводить «график посещений», ведущих не хватает», – комментирует она. – «Так, недавно мы приезжали с «Уроками» в №1429, №518, №480 школы. И мы не просто разговариваем, рассказываем о себе, о проблемах и планах, но и предлагаем наглядные материалы – брошюры, фото, книги и фильмы. Ребята могут увидеть, потрогать и понять, что такое, например, азбука по Брайлю, какие бывают чертежные инструменты с тактильными метками, звуковые мячи. Огромную помощь нам оказывают наши спортсмены-параолимпийцы. Многие известные чемпионы, призеры последней Олимпиады с удовольствием участвуют в наших мероприятиях и даже проводят мастер-классы. Обязательным условием проведения «Уроков доброты» является то, что ведущими могут быть только молодые люди с инвалидностью. У школьников появляется возможность задавать им любые интересующие вопросы и вести полноценный диалог. Не сразу, постепенно, дети начинают понимать, что инвалидность не означает того, что перед ними абсолютно другой человек. И что единственным отличием здесь является, например, внешность, манера речи, способ передвижения…»

«Каждое занятие рассчитано на 40-45 минут в формате стандартного школьного урока, а темы выбираются в зависимости от возраста аудитории: от 7 до 17 лет. Также, мы активно работаем и с учителями», – добавляет Юля. – «Это семинары, обучающие тренинги. Мы проговариваем с ними общие стереотипы, которые до сих пор сохранились в нашем обществе. Сегодня требуются определенные усилия и со стороны родителей, педагогов, и самих учеников, чтобы в школе была создана атмосфера терпимости и принятия. Встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами – вот самое важное, чему мы хотим научить своими уроками».

Иногда в процессе работы с «особенным» учеником у педагога возникают сложные ситуации. Педагоги, если у них не было опыта работы с маломобильными учениками, часто беспокоятся: вдруг они не справятся и не найдут верного подхода? Но если им потребуется срочная консультация специалиста, можно прибегнуть к видео консультации, которую предлагают специалисты «Перспективы». Такая помощь – оперативна и не требует финансовых затрат. Много возникает проблем и у самих родителей детей-инвалидов. Часто им отказывают в обучении ребенка, потому что, например, отсутствует подъемник, лифт в школе или не складываются отношения с педагогом или директором.

«В этом случае мы оказываем консультации по правовым вопросам, предлагаем психологическую поддержку. Порой даже сопровождаем родителей для их разговора с администрацией и участвуем в переговорном процессе в случае возникновения конфликтной ситуации», – говорит Юля.

Часто основными барьерами на пути продвижения инклюзивного образования являются именно негативные установки учителей по отношению к детям с особенностями развития и инвалидностью, к самой возможности их обучения в школе общего типа. Неготовность их самих работать в разнородных средах. А бывает, что некоторые родители «обычных» учеников «активно не готовы» к появлению в школе «нетипичных» детей. Несмотря на факт ратификации Конвенции о правах инвалидов, современному российскому обществу сложно изменить свои взгляды и свое отношение к людям  с инвалидностью. Они не готовы воспринимать их как полноценных граждан, ставя под сомнение их право на получение образования и право на труд.

«Надо отметить, что родители, чувствуя нашу поддержку, стали более смелее и активнее отстаивать права своих детей, настаивая на инклюзивном обучении», –говорит Юля. Она утверждает, что сейчас многие столичные школы практикуют инклюзивное образование, и что в Москве более двухсот таких учебных заведений. Положительный опыт по инклюзивному образованию в Москве уже есть. Это, конечно, Центр образования Рачевского в Южном округе столицы. Так, на инклюзивном образовании дочери в этом учебном заведении мама буквально настояла, и оказалась права: ученица-колясочник быстро влилась в коллектив и нашла друзей. По словам Юлии, учителя даже заметили, что здоровые дети с появлением новой одноклассницы стали меняться в лучшую сторону.

Руководитель отдела по универсальному дизайну общественной организации «Перспектива» Мария Генделева добавляет, что их работа ведется по разным направлениям, в том числе и по созданию универсальной среды. Чем она отличается от доступной?

«Многие спрашивают», – улыбается девушка.– «Дело в том, что мы привыкли соотносить «доступность» исключительно с инвалидами. А мы предлагаем дизайн, удобный для всех. Для пожилых, мамочек с колясками, маленьких детей и для тех, кто любит заниматься спортом. Такая среда разработана во многих европейских странах, мы стараемся перенять их опыт. Две недели назад, совместно с экспертами из бостонского института дизайна мы проводили некий рейтинг по «доступным местам культуры» Москвы, выясняя какие музеи, выставочные залы, театры приспособлены для людей, передвигающихся на колясках, незрячих, с ментальными особенностями. Пандусы, удобные съезды, выделенные дорожки и тактильные направляющие – все это должно быть априори. Для пожилых людей, также как и людям с инвалидностью, важно иметь лифты, удобные ступеньки, места отдыха. И когда мы говорим о дизайне, то подразумеваем комфортное пространство».

Девушки добавили, что на своем собственном опыте знакомы с проблемами, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Юля в юном возрасте получила спортивную травму, а Мария попала в ДТП и хорошо помнит отношение к человеку в инвалидной коляске десять лет назад. Многие из них тогда были просто «закованы» в четырех стенах и не могли  выйти из дома. И сегодня, во многом благодаря работе таких общественных организаций как «Перспектива», была ратифицирована действующая программа доступной среды. Общество и чиновники стали более открыты для диалога.

«Конечно, изменить жизнь к лучшему людей с инвалидностью сложно. Не так быстро, не по «щелчку», – комментируют девушки. – «Но все-таки возможно. Сотрудничая с государственными, коммерческими и некоммерческими организациями, предоставляя услуги людям с инвалидностью, мы способствуем избавлению барьеров, существующих в России между «обычными» людьми и людьми, имеющими инвалидность. Создание инклюзивной школы – одна из таких побед. Путь ребенка с инвалидностью не должен отличаться от пути ребенка без инвалидности».

 

Татьяна Белоножкина
Фото: Лариса Ларионова, neinvalid.ru