logo

РООИ «Перспектива» провела серию мероприятий в честь Международного дня инвалидов

РООИ «Перспектива» совместно с Еврейским музеем и центром толерантности и Музеем современного искусства «Гараж» провела серию мероприятий в честь Международного дня инвалидов. 3 декабря 2015 года в здании центра состоялась лекция одного из ведущих специалистов мирового уровня в области универсального дизайна, квест «Другой мир», позволивший участникам лучше понять людей с ограничениями по здоровью, и торжественная церемония награждения победителей и призеров Всероссийского конкурса «Универсальный дизайн».

Выступление Финна Петрена, владельца консалтинговой компании Form&Funktion, признанного эксперта, лектора и авторитетного международного консультанта, было посвящено дизайну для всех. Городская среда, жилье, техника и повседневные вещи изначально должны создаваться с учетом потребностей всех категорий граждан: людей с инвалидностью, пенсионеров, маленьких детей, беременных женщин. Удобство и комфорт для каждого, отсутствие ненужных сложностей – основные принципы универсального дизайна, трансформирующего обязанности в возможности. Именно за ним будущее, убежден эксперт.

«Я говорил не то том, что такое дизайн и что он из себя представляет, а о том, что дизайнер делает и мог бы сделать для людей, – подчеркнул Финн Петрен в беседе с корреспондентом социального портала «Я-Человек». – Основная мысль, которую я хотел донести до представителей сообщества дизайнеров и архитекторов, заключается в том, что они имеют огромную силу и могут влиять на развитие общества. Согласно концепции, которую я представляю, в техническом задании изначально должно быть требование о том, что архитектурные и дизайнерские решения обязаны отвечать потребностям всех людей, в том числе с ограничениями по здоровью. Преимущества должны получать все без исключения».

Серию мероприятий в честь Международного дня инвалидов продолжил квест «Другой мир», разработанный инклюзивным отделом Музея современного искусства «Гараж» специально для пространства Еврейского музея и центра толерантности. Он дал возможность лучше понять людей с ограничениями по здоровью и те сложности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Участники разделись на пары, в каждой из которых был как «обычный», так и «особенный» человек. Кто-то надел наушники, кто-то повязки на глаза, а некоторые использовали и то, и другое, временно погрузившись в мир людей, лишенных зрения и слуха.

Следуя речевым, жестовым или тактильным указаниям партнера, участникам квеста предстояло преодолеть определенную дистанцию, а в ключевых точках маршрута волонтеры подсказывали им дальнейшие действия.

Затем командам предлагалось выполнить два непростых задания. В одной из комнат нужно было одеть повязку и на ощупь собрать в единое целое «условную пирамидку». При этом допускалось общение друг с другом, обсуждение процесса и обмен советами.

Во второй комнате участники вновь разделились на группы. Одна надела наушники, чтобы ничего не слышать, а вторая следовала несложным командам ведущего – хлопала в ладоши, дотрагивалась до каких-либо частей тела, садилась на стулья. В конце задания предлагалось встать слева от ведущего, если квест понравился, и справа – если нет. Объяснить это своему партнеру нужно было при помощи жестов.

Этим квестом организаторы хотели показать, насколько непросто тем людям, которые живут в другом мире. Как взаимодействовать с окружающим пространством, будучи лишенным зрения? Как построить работу в команде, не используя устную речь? Что происходит вокруг и почему все вдруг встали и начали хлопать? С этими вопросами люди с ограничениями по здоровью сталкиваются постоянно, но зная их особенности и потребности, каждый может помочь им и сделать их жизнь легче и проще.

«Я поняла, что таким людям очень тяжело жить. В этом квесте мне было трудно все – и в тишине, и в темноте, а иногда становилось даже немного страшно. Я не вижу, куда иду, не чувствую пространства, а без слуха – совершенно не понимаю, что происходит вокруг. Мне очень понравилась идея поставить себя на место людей с ограничениями по здоровью, и сегодня я приобрела по отношению к ним тот опыт, который пригодится в будущем», – поделилась впечатлениями студентка Тульского государственного университета Анна Столярова.

Ключевым мероприятием в честь Международного дня инвалидов стала торжественная церемония награждения победителей и призеров Всероссийского конкурса «Универсальный дизайн». Несмотря на то, что он проводится впервые, инициатива получила широкий отклик среди студентов архитектурных, художественных, строительных и технических вузов страны. В конкурсе приняло участие 227 человек из 19 городов, представивших на рассмотрение жюри 19 проектов.

«Мы отмечаем Международный день инвалидов, отмечаем способности и огромный потенциал людей с ограничениями по здоровью, – отметила в приветственном выступлении руководитель Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза. – К великому сожалению, они не всегда имеют возможность реализовать себя, и одна из причин в том, что окружающая среда не всегда доступна, приспособлена и дружелюбна. Но если говорить о создании благоприятных условий, то в первую очередь речь идет о пространстве, в котором будет комфортно всем. Это позволит людям с инвалидностью открыть для себя новые перспективы. Я очень рада, что мы проводим этот конкурс, потому что поколение молодых людей сможет взглянуть на окружающий нас мир по другому. Очень важно, чтобы они рассматривали его как пространство, которое учитывает потребности всех людей».

Церемонию награждения провел российский шоумен Иван Чуйков. Он приглашал на импровизированную сцену коллективы студентов, чьи проекты прошли в финал конкурса, а также почетных гостей мероприятия, вручавших награды и памятные подарки. Победители и призеры первого Всероссийского конкурса «Универсальный дизайн» были объявлены в следующих номинациях:

«Адаптивный дизайн»:

  • 1 место – победитель не определен
  • 2 место – «Адаптивная реконструкция детского дома интерната № 8 для умственно отсталых детей», «Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь»
  • 3 место – «Прекрасное далеко», Братский государственный университет и «Организация пространственной среды территории школы для слепых и слабовидящих детей в городе Томске», Томский государственный архитектурно-строительный университет

«Доступный город»:

  • 1 место – «Московские реки – комфортные берега», Московский государственный строительный университет
  • 2 место – «Мир детства без границ», Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
  • 3 место – «Ревитализация городской улицы», Ухтинский государственный технический университет

«Инклюзивное помещение»:

  • 1 место – «Вид изнутри», Ростовский государственный строительный университет
  • 2 место – «Проект инклюзивного геронтологического центра», Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
  • 3 место – «Универсум», Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

«Предметный дизайн»:

  • 1 место – «Технологии для незрячих, неслышащих и слепоглухих людей», Южно-Уральский государственный университет
  • 2 место – «Оборудование для кухни слепоглухих», Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова
  • 3 место – «Спорт как способ реабилитации», Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Отметим, что некоторые конкурсные работы уже получили путевку в жизнь. После соответствующей доработки их планируют реализовать заинтересованные организации и благотворительные фонды. Проекты победителей также будут рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации как архитектурно-конструктивные, дизайнерские и средовые решения.

По окончании церемонии награждения корреспондент социального портала «Я-Человек» побеседовал с представителями РООИ «Перспектива», организатора конкурса, и попросил их поделиться впечатлениями.

Денис Роза, руководитель Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»:

– Главной задачей нашего первого конкурса было просвещение студентов. Мы хотели, чтобы они вникли в тему универсального дизайна, поняли ее, увлеклись ей. Чтобы они понимали – с самого начала реализации проекта необходимо учитывать особенности и потребности разных людей, в том числе людей с инвалидностью. Я считаю, конкурс прошел успешно, потому что специалисты уже заинтересовались некоторыми работами и готовы помочь в их реализации. Надеюсь, что многие студенты, которые участвовали в первом конкурсе, расскажут о нем друзьям и вновь представят свои проекты в следующем году.

Мария Генделева, руководитель конкурса, глава отдела по универсальному дизайну РООИ «Перспектива»:

– Первый конкурс – это уникальный для нас опыт. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что уровень понимания универсального дизайна у студентов очень разный. К следующему конкурсу мы будем готовиться заранее. В частности, проводить курс лекций, занятий и обучающих семинаров, чтобы участники точно знали основные принципы универсального дизайна и не путали его с решениями, рассчитанными на людей с инвалидностью. Предстоит много работы, но очень приятно, что студентам интересна эта тема и они действительно пытаются изменить окружающий нас мир к лучшему. Надеюсь, многие проекты будут реализованы, а с учетом приобретенного нами опыта следующие конкурсы привлекут намного больше участников.