logo

«ВИА Татьяна»: музыка, которая нравится всем

На концерты «ВИА Татьяна» бесполезно искать лишние билеты. Их просто нет. Семь девушек в эффектных винтажных платьях, которые исполняют песни 30-х – 60-х годов, легко собирают полные залы благодарных слушателей без всякой рекламы. Их встречают «на ура» и чопорные интеллектуалы, и молодежь, и люди старшего поколения. Об истории коллектива, участии в благотворительных мероприятиях и планах на ближайшее будущее корреспонденту социального портала «Я-Человек» рассказала Мириам Сехон, вокалист и основатель группы.

– Какова история «ВИА Татьяна» ? Кто был инициатором создания коллектива и его идейным вдохновителем?

– Знаете, очень сложно рассказывать эту историю снова и снова. Наверное, стоит начать с того, что я с детства любила эти песни. Я росла за границей в бродячем театре, вместе с мамой и папой путешествовала по миру. Мама читала мне по-русски, а в дороге мы с родителями пели песни из репертуара Утесова и Петра Лещенко. Когда мне было шестнадцать, я стала петь в группе Green Point Orchestra, она до сих пор существует, но там я сочиняла и пела только на английском, иногда на французском.

В декабре 2005 в свой юбилей мама попросила в виде подарка мини-концерт из русских песен. Я позвала подругу детства Лизу Миллер, друга Диму, подружку Алину Масленникову и вот в таком составе мы выучили несколько песен на три голоса. Лиза подыграла на рояле, Алина на скрипке, Дима – на гитаре. Гости были в восторге. Утром Алина предложила собрать группу из одних только девушек и продолжить. Идея понравилась. Постепенно к нам присоединялись новые музыканты, а репетировали мы в моей квартире на Тверской, где я жила студенткой.

Разумеется, в составе группы происходили изменения. Из нашего первого импровизированного состава остались вдвоем с Алиной. Она позвала студенток Гнесинки, где сама училась. Так с нами стали играть Ирина Нахумова (гитара) и Софья Галимова (виолончель). А с пианисткой Лерой Коган мы познакомились в поезде, и я сразу предложила ей присоединиться к группе. Лера согласилась. Сначала моталась туда-сюда из Питера в Москву, а потом взяла и переехала. Первое время жила то у Алины, то у меня, то по гостям. Тогда это было проще (улыбается), ведь у нас не было мужей, детей, привязанностей…

– Иными словами, точкой отсчета в истории коллектива стал тот памятный день рождения вашей мамы и мини-концерт в ее честь?

– Правильнее было бы назвать этот вечер моментом рождения идеи. Но тогда мы совсем не представляли, что из этого получиться. А первый концерт, с которого началась наша эстрадная карьера, состоялся на фестивале «Твой шанс» в мае 2006 года. Мы выучили около пятнадцати песен и пригласили на выступление всех своих друзей и знакомых. Тогда в коллективе еще не было Марфы Горыни, нашей ударницы, и контрабасистки Ирины Зарубиной, зато был контрабас, который нам подарил Женя Цыганов.

Мы поставили его на сцене и половину концерта разыгрывали, что мы ждем еще одну участницу, которая опаздывает. В середине концерта прибежала запыхавшаяся Ольга Смирнова, прекрасная актриса и наша подруга, которую мы подговорили сыграть эту роль. Оля громко извинилась и пристроилась у контрабаса, но так ничего и не сыграла, «забыла ноты». Поскольку «Твой шанс» – это театральный фестиваль студенческих театров, все прошло удачно и с юмором.

– В основе вашего творчества – так называемые «золотые годы»: от 30-х до 60-х. В них, безусловно, свой особый стиль и неповторимое очарование…

– На самом деле, мы не выбирали 30-е или 60-е. «ВИА Татьяна» вообще начала с дореволюционных романсов. Не было никаких ограничений – в репертуар входили песни 20-х годов, пару песен сороковых, или, скажем, песня из репертуара Нины Дорды «Мой Вася» 1956г. А сейчас есть и песни из 70х. У нас нет специальных временных рамок, но надо же как-то отвечать на вопрос «Что вы играете?». Мы условно отвечали про песни с 30-60х, их действительно больше всего.

– Похоже, в этом вопросе мы стали заложниками уже сложившихся стереотипов. На самом деле, ваш коллектив исполняет те произведения, которые нравятся?

– Да, мы выбираем те песни, которые нравятся. И когда мы собирали группу, для нас было важно не только как играют и выглядят девочки, но и насколько им действительно интересны песни тех лет. Мы хотели собрать группу, где каждый относится к этому материалу с большим трепетом и любовью. Это наследство, которое хочется сохранить не только для всех друзей и поклонников, но и наших детей. Дать песням новую жизнь. Мы стараемся сохранить их стилистическую аутентичность. За это отвечает Валерия Коган, которая пишет аранжировки для нашего состава. Мы можем поменять темп, тональность, что-нибудь добавить в проигрыш, как часто делали, например, в оркестре Утесова. Возможно мы звучим иначе, по-новому, но важно сохранить характер, образ мысли той музыки, чувствовать жанр. Искренность, честность, такой советский задор, некоторая наивность, вера в будущее, любовь.

– Кто является основной аудиторией коллектива, ведь сегодня далеко не все молодые люди знают, что ВИА – это вокально-инструментальный ансамбль?

– Я тоже знаю не все советские аббревиатуры. Но когда сталкиваюсь с ними, обязательно открываю словарь, залезаю в Интернет, спрашиваю маму. Точно такими же способами молодые люди могут узнать, что такое ВИА. Было бы желание, а возможностей для этого предостаточно. К тому же я всегда начинаю и заканчиваю концерт словами: Для вас выступает или выступал вокально-инструментальный ансамбль «Татьяна». Недавно мы договорились внести ВИА в кавычки, как часть названия. Группа «ВИА Татьяна», чтобы не было путаницы. Взрослые люди тоже частенько путают. 

Кроме того, мне кажется, что мы недооцениваем нынешнюю молодежь. На самом деле, она очень интересующаяся, в том числе стилем ретро. Наверное, потому, что в последнее время это стало модным, и сегодня молодые люди с удовольствием смотрят кино шестидесятых, крутят винил и слушают замечательные песни тех лет.

Что касается аудитории, то на первом концерте, были наши близкие друзья, родители, дедушки, бабушки, учителя, однокурсники. Потом сыграли в кафе «Маяк», дружественном заведении, куда ходили творческие люди, журналисты, музыканты, поэты. Играли на разных фестивалях, ММКФ, «Золотой Орел», «Кинотавр», к тому времени нами уже занимался Алексей Агранович. Благодаря ему и этим большим выступлениям мы сильно расширили нашу аудиторию. О нас заговорили, стали всюду приглашать.

«ВИА Татьяна» – коллектив, на концерт которого можно пригласить абсолютно любого человека, любой профессии и возраста. Каждый найдет что-то свое. Кто-то вспомнит молодость, а кто-то услышит эти песни впервые и полюбит.

– Есть ли в вашем репертуаре песни, которые по каким-либо причинам являются особенными и наиболее любимыми его участниками?

– Знаете, за восемь лет все много-много раз менялось. Есть песни, которые со временем надоедают, и мы перестаем их играть. А есть песни, которые очень нравятся в оригинале, мы делаем их, но по каким-то причинам они не идут, и приходится их отменять. Любая песня может надоесть, если исполнять ее постоянно. В этом случае мы ее немного переделываем – что-то добавляем, как-то иначе играем или вовсе откладываем на некоторое время. Так было с песней «Мой Вася», которую коллектив исполнял в самом начале, а сейчас временно не играет. Но в целом, особенных песен нет, у каждого она своя.

А еще бывают разные обстоятельства. Когда играем для ветеранов выбираем те песни, которые были для них важны во время войны, которые они помнят с юности. Это невероятно, когда весь зал тихонько подпевает, даже, казалось бы, редким и малоизвестным песням.

Или, например, когда мы играем для пациентов и сотрудников Первого московского хосписа. Песни приобретают совершенно иной смысл. Все слова становятся выпуклыми. Жизнь, смерть, мечты, любовь, воспоминания. Может не все наши зрители, большинство из которых, привозят прямо на кроватях, хорошо слышат, но мы, стоя перед ними, вдруг, слышим и видим все совсем иначе.

– Обычно коллектив выступает в эффектных винтажных платьях, которым может позавидовать любая современная модница. Следует ли «ВИА Татьяна» этому стилю не на сцене, а в повседневной жизни?

– Весь коллектив – нет. Девушки одеваются по-разному, но в основном современно. Хотя, у каждой есть какие-то предметы старины. Алина не расстается со старинной японской сумочкой своей прабабушки, обе наши Иры (контрабас и гитара) носят бабушкины брошки и серьги. Мы вместе с мамой вообще всю жизнь собираем шмотки с блошиных рынков, и я ношу их не только на сцене, но и везде.

– «ВИА Татьяна» исполняет песни из репертуара Леонида Утесова, Анны Герман, Изабеллы Юрьевой, Клавдии Шульженко и многих других известнейших исполнителей тех лет. Скажите, планирует ли коллектив включить в репертуар собственные произведения?

– Группа играет ретро, и если мы напишем свою песню, то она должна будет соответствовать стилю. На сегодняшний день я не вижу смысла писать стилизации. Безусловно, кому-то это удается, но зачем создавать их, когда уже существует множество прекрасных песен? Тем не менее, такая возможность не исключена и, может быть однажды мы соберем другую команду, которая будет исполнять свои собственные произведения.

– Коллектив выступает не только в клубах и на концертных площадках, но и на многих благотворительных мероприятиях. Считаете ли вы участие «ВИА Татьяна» в таких акциях важным и нужным?

– Ответ короткий и очень простой. Да, мы считаем участие в таких мероприятиях важным и нужным.

– Сотрудничаете ли вы с благотворительными фондами и организациями, и если да, то с какими именно?

– Да, мы давно сотрудничаем с благотворительными фондами. Началось с фонда «Подари жизнь». Потом мы познакомились с Верой Миллионщиковой, Нютой Федермессер, с первым московским хосписом и их Фондом Помощи Хосписам «Вера». Выступали перед пациентами, для волонтеров, на аукционах. Потом подружились с Центром Лечебной Педагогики. Центр занимается тем, что помогает детям с различными особенностями развития, и под руководством опытных педагогов ребята имеют возможность общаться со сверстниками, учиться, развиваться и работать. ЦЛП очень скромный и не очень раскрученный фонд, но они занимаются прекрасным делом, я за них очень болею и хочу, чтобы о них узнало больше людей. Таких центров должно быть много.

Кроме того, буквально пару недель назад мы выступали на благотворительном балу Художественного центра «Дети Марии». Это студия для выпускников интернатов, детей-сирот и детей с особыми нуждами. Мы получили неизгладимые впечатления. Я увидела, насколько правильной может быть организация таких мероприятий, включая живое выступления артистов, прекрасно сервированный ужин, а также интереснейший благотворительный аукцион работ участников студии.

Его провел Патч Адамс – человек, который был врачом и основал Gesundheit! Institute («Институт доброго здоровья»). Он один из главных создателей больничных клоунов – то направление, которое сейчас активно развивается во всем мире. В зале было огромное количество клоунов, они были и как гости и как участники. Все происходило очень легко и смешно. Мы были поражены, насколько охотно люди жертвуют деньги. И нет этого унизительного момента, когда ведущий изо всех сил пытается всех разжалобить. Патч, конечно, тоже напоминал присутствовавшим зачем они пришли, что они будут собой гордиться, что их помощь важна, но это скорее была формальность. Удивил один из лотов – обычная дверь от туалета центра «Дети Марии».

– ???

– Да, именно так! Причем продавалась не сама дверь, а возможность расписаться на ней. И такой был ажиотаж за право оставить подпись на этой двери…

Кроме того, хотелось бы особо отметить «Старшие братья и сестры» – международную программу наставничества для детей из социально незащищенных семей. Они занимаются тем, что предлагают людям стать наставником ребенка из детского дома. Взять его к себе на выходные, быть с ним на связи, отвечать на его вопросы, чему-то научить. Обычно взять ребенка из интерната сложно, потому что необходима куча разных документов, но программа берет на себя решение административных вопросов. Она учит людей общению с детьми, контролируя при этом, чтобы общение ребенка и наставника не представляло опасности для психики. Я считаю, такие программы очень нужны. Необходимо социализировать детей, помогать им чувствовать себя увереннее, смотреть на жизнь по-взрослому.

Если все получится волонтеры из «Старшие братья и сестры» будут на нашем новогоднем концерте и в фойе перед началом расскажут всем желающим об этой программе.

– Что бы вы пожелали тем активным и неравнодушным людям, которые несмотря на все сложности нашей жизни, находят возможности и время помогать тем, кто действительно нуждается в нашей помощи?

– Я желаю, чтобы таких людей становилось больше и больше, невзирая на то, что происходит в политике, с курсами валют, ценами… Если мы помогаем ближнему, наша страна становится лучше. И это не только денежная помощь, но и помощь своим личным временем. Дать денег намного проще, чем вникнуть в суть вопроса. Например, у нас по району ходили школьники и продавали шарики под видом благотворительности. Но я не знаю, что это за дети, какой фонд они представляют, на какие цели он собирает средства и как именно они будут потрачены. К сожалению, такие акции нередко подрывают авторитет других благотворительных фондов, которые работают честно, открыто, а главное – профессионально. Тем активным и неравнодушным людям, которые хотят делать добрые дела, я посоветовала бы ориентироваться именно на эти организации.

– Вопрос, традиционный для социального портала «Я-Человек». Кто для вас Человек и какими, на ваш взгляд, главными качествами он должен обладать?

– Я процитирую то, что ответили девушки из группы, потому что задала им этот вопрос.

Соня Галимова (виолончель): «Человек – это существо с невероятной внутренней красотой и силой, способное преображать всех вокруг и оставлять в мире неизгладимый след после ухода из него. Главные качества – любовь и уважение к другим людям».

Алина Масленникова (скрипка): «Человек – существо, которому не мешало бы научиться не разрушать, любить и помогать».

Ирина Зарубина (контрабас): «Доброта, отзывчивость и помощь себе подобным».

Ирина Нахумова (гитара): «Каждый человек – это уникальная личность, которая взаимодействует с равными ей по уникальности личностями, поэтому я считаю, что главные качества человека – умение слушать и умение прощать».

– Приятно, что ваш коллектив очень ответственно подошел к ответу на вопрос…

– Это было несложно (улыбается). Дело в том, что мы постоянно находимся на связи, и я процитировала ваш вопрос для всех девушек. Кто увидел, тот ответил, но, конечно, ответить на него получилось не у всей группы.

– Мириам а как ответите на него вы?

– Я думаю, что в человеке очень важно уважение к окружающим, сострадание, любовь к миру и себе подобным. Мне кажется, человеку необходимо понимать свои таланты и обязательно их реализовывать. А еще я согласна с Соней Галимовой: очень важно, как ты приходишь в этот мир, какой путь выбираешь, насколько добросовестно по нему идешь и какой след оставляешь.

– 2014 год подходит к концу. Будет ли у зрителей возможность побывать на выступлении «ВИА Татьяна» в ближайшее время?

– Да, мы всегда стараемся дать концерт в сам Новый год или в преддверии новогодних праздников. В этом году мы выбрали 29 декабря, и наконец-то нам посчастливилось выступать в Театре Эстрады. Это очень важная и «намоленная» площадка, поскольку все, что делаем, – эстрадная музыка, а именно там в свое время выступали все великие люди. У «ВИА Татьяна» состоится театрализованный концерт в два отделения, поэтому очень ждем всех вас с детьми, бабушками и дедушками, ведь следующие выступления коллектива ожидаются только после перерыва, в марте 2015 года.

 

Шипилов Тимофей
Фото: ВИА «Татьяна»