logo

Елена Малицкая: благотворительность и добровольчество – профессиональные вещи

15 апреля 2015 года в столице пройдет конференция «Благотворительность в провинциальной России: вызовы и решения». В этом году она посвящена влиянию кризиса на благотворительность в регионах, а также обсуждению тех вызовов и решений, которые возникают в связи со сложившейся в стране экономической ситуацией.

Накануне конференции корреспондент социального портала «Я-Человек» побеседовал с Еленой Малицкой – президентом Межрегионального общественного фонда «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив». Фонд выступает одним из организаторов мероприятия.

– Елена Павловна, вы признанный эксперт, входите в различные советы, комиссии и рабочие группы, обладаете богатым и успешным тренерским опытом. Что послужило основной причиной выбора именно этой сферы деятельности – благотворительности и добровольчества?

– Знаете, не люблю говорить о зове души или сердца. Я вообще считаю, что благотворительность и добровольчество – по-своему профессиональные вещи. Уже 19 лет я работаю в организации, которая является для некоммерческого сектора инфраструктурной и создает условия для его устойчивого развития. Но если говорить обо мне самой, а не о моей профессиональной деятельности, то конечно, я искренне уверена в том, что благотворительностью нужно заниматься.

Меня очень радует, что в последнее время даже среди тех людей, которые далеки от этой сферы, распространено осознанное отношение к благотворительности. Сегодня мы отмечаем серьезный прогресс не только в деятельности крупных коммерческих организаций по привлечению средств на реализацию социальных проектов, но и активную поддержку со стороны населения, как в сфере волонтерской деятельности, так и в области частных пожертвований.

– Вы президент Межрегионального общественного фонда «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив», который выступает одним из организаторов конференции «Благотворительность в провинциальной России». Скажите, как родилась идея этой инициативы и почему о благотворительности в провинции необходимо говорить?

– Идея родилась полтора года назад, и ее инициатором были не мы, а Маргарита Семикова – исполнительный директор Благотворительного фонда «Созвездие сердец». Фонд пришел к нам как организация-партнер, чтобы посоветоваться и обсудить проблему малого количества площадок в Москве, где мог бы быть представлен региональный опыт работы.

Основное отличие деятельности некоммерческих организаций на местах в том, что у региональных НКО гораздо меньше возможностей и ресурсов, меньше доступа к крупным компаниям, меньше шансов попасть в эфир центрального телевидения. Например, в Новосибирске нет так называемых «ресурсных» компаний, занимающихся добычей нефти или газа, а представленный бизнес – это, как правило, представительства крупных московских компаний, банковского и торгового сектора. Охватывая достаточно большую территорию Сибири, мы всегда понимали: если мы и наши партнеры работаем для бизнес-сектора, то в основном через столичных посредников. У них гораздо больше доступа к ресурсам.

Поэтому и родилась идея представить сообществу уже имеющийся опыт благотворительности в провинциальной России. При этом важно отметить – мы говорим не о «провинциальной благотворительности», а о «благотворительности в провинции». Здесь очень много профессиональных организаций, ориентированных на решение местных задач. Они прекрасно знают специфику своих регионов, потребности целевых групп, способы решения социальных проблем, однако зачастую эти способы отличаются от того, что видится московскому бизнесу и столичным организациям. Мы решили объединить усилия и продемонстрировать на конференции лучшие кейсы и практики, которые используют в своей работе благотворительные и некоммерческие организации в субъектах Российской Федерации.

– Первая конференция, проходившая в прошлом году, называлась «возможности и перспективы», однако сегодня она называется «вызовы и решения». Как бы вы прокомментировали это изменение, являясь одним из организаторов мероприятия?

– Все-таки год был кризисный, и все мы понимаем, что он оказал существенное воздействие на развитие благотворительности в регионах. Из-за того, что в период кризиса остро ощущается недостаток финансовых средств, у многих бизнес-компаний меняются походы к специфике поддержки социальных программ. И если в прошлом году мы продемонстрировали сообществу возможности, перспективы и готовность некоммерческих организаций к сотрудничеству в данной сфере, то сегодня мы говорим о том, какое влияние оказал кризис на развитие благотворительности в регионах.

– Подводя итоги конференции прошлого года, вы отметили, что на ней удалось продемонстрировать высокий уровень профессионализма региональных НКО. Как вы считаете, готовы ли они отвечать на вызовы, продиктованные сложившимся в России экономическим и политическим положением?

– Конечно, готовы. Будем откровенны, большинство благотворительных программ, в любом случае, осуществляется в субъектах Федерации, поскольку основная часть населения проживает не Москве или Санкт-Петербурге, а в регионах. В прошлом году мы с успехом рассказали о профессионализме местных благотворительных и некоммерческих организаций, а сегодня будем пытаться показать новые тенденции и подходы к работе с бизнесом, успешные в кризисный период кейсы, а также готовность региональных организаций отвечать на вызовы.

– Что изменилось за последний год в региональной благотворительности, и как общественные и некоммерческие организации на местах оценивают сложившуюся ситуацию? Считают ли они ее проблемой или, напротив, возможностью?

– Безусловно, отношение к ситуации разное. Кто-то действительно считает ее проблемой, но мне кажется, организации высокого профессионального уровня понимают важность поиска новых методов работы в связи с недостатком финансовых средств. Например, это повышение мотивации сотрудников к участию в благотворительных программах, развитие корпоративного добровольчества и волонтерства. Если сотрудники понимают, что во время кризиса организация продолжает заниматься благотворительностью, то это не только придает ей устойчивости, но и вселяет в людей уверенность, что кризис обойдет их стороной.

Слева направо: Елена Малицкая, Маргарита Семикова, Екатерина Бендерская

Кроме того, важное значение имеет развитие сотрудничества и партнерства, чтобы точно понимать, какие ресурсы и возможности может предоставить как бизнес, так и некоммерческие организации. И наконец, хотелось бы обратить внимание на потенциальную возможность объединения государства, общества и бизнеса для решения социальных задач. Социальная сфера по-прежнему требует огромных ресурсов и, учитывая текущее экономическое положение, государство может не справиться, если не привлечет к партнерству бизнес и НКО. Здесь, как мне кажется, будет активно развиваться региональная благотворительность, которая действительно предоставляет дополнительные возможности для некоммерческих организаций.

– Как вы заметили, стратегия благотворительности в столице и регионах имеет определенные различия. Тем не менее, итоги конференции прошлого года показали, что каждая из сторон готова к выстраиванию отношений и обмену идеями. Как вы считаете, повлияла ли кризисная ситуация на перспективу развития этого сотрудничества?

– Вы знаете, происходит по-разному. С одной стороны, мы видим практики, когда крупные благотворительные организации отказываются от московского координатора и переходят к прямой работе с регионами. В то же время, существует и другой подход, когда в связи с недостатком финансовых ресурсов, московский посредник пытается реализовывать программы не с помощью партнеров в регионах, а своими силами. Но мне кажется, что несмотря на разные подходы, все в некоммерческом секторе хорошо понимают: чем более ограничены ресурсы, тем меньше конкуренции. Лучше работают партнерские связи и совместные подходы к решению проблем.

– На Общероссийским форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» президент РФ Владимир Путин заявил о том, что государство должно стимулировать НКО, формировать для них эффективное правовое поле и снимать существующие барьеры. По итогам форума глава государства сформировал ряд поручений, которые чиновники должны разработать до 15 апреля – именно той даты, когда начнет работу «Благотворительность в провинциальной России». Будет ли на конференции затронута эта тема?

– Думаю, тема будет затронута частично, ведь мы планировали программу конференции задолго до форума и тех поручений, которые дал президент. Не исключаю, что ей уделят внимание в ходе работы секции, посвященной партнерству, где будут представлены кейсы, демонстрирующие совместный подход бизнеса и некоммерческих организаций к решению социальных задач.

– Одной из тем конференции 2015 года станет оценка результативности и обсуждение способов измерения социального эффекта реализуемых программ. Почему именно в этом году огромное количество общественных и некоммерческих организаций уделяет оценке особое внимание?

– Мне кажется, это связано с тем, что государство пока не имело опыта оценки социальных результатов. В отличие от тех же некоммерческих организаций, которые в своей работе все-таки используют определенные количественные, качественные и экономические показатели, в той или иной степени позволяющие оценить социальный эффект. Именно об этом говорила Татьяна Голикова на Общероссийском форуме, который вы упоминали. Она отметила, что в этом году будет происходить оценка тех программ, которые осуществляются НКО за счет государственных средств, и получаемый социальный эффект – одна из самых «проблемных зон». Все это в некоторой степени всколыхнуло и общественность, и государственные органы.

Кроме того, административная реформа, которая происходила в управлении, привела к тому, что финансирование в нашей стране осуществляется по результатам и по программно-целевому подходу, а он в любом случае требует проведения оценки. Именно поэтому в последнее время развернута колоссальная работа по оценке услуг в социальной сфере. Принят закон о независимой оценке, и поскольку многие некоммерческие организации занимаются именно предоставлением социальных услуг, сегодня это особенно актуально. Они должны уметь оценить как свои услуги, так и участвовать в разработке подходов, когда оцениваются услуги в частном и государственном секторах.

– На какие еще важные изменения в программе конференции этого года вы обратили бы особое внимание?

– Хотелось бы обратить внимание на последнюю секцию конференции, где мы будем обсуждать ценности благотворительности, а также мимикрию под нее и возникающие случаи мошенничества. Кроме того, мы впервые затронем социальный маркетинг и оценку его результатов, в том числе в региональной благотворительности. Я думаю, что это действительно важные и полезные темы в период кризиса, которые будут интересны участникам. Вполне возможно, у нас получится выявить определенные негативные, или напротив, положительные тенденции и факторы, которые позволят улучшить ситуацию с благотворительностью в регионах.

 

Шипилов Тимофей
Фото: iamhuman.ru, scisc.ru, websib.ru, ytimg.com