Подростковый возраст ранимый, и дети в этот период часто нуждаются в поддержке и совете. Но порой они не готовы обратиться за помощью к родителям, сверстникам или психологу и в итоге остаются один на один с проблемой. Телефоны доверия, как говорят эксперты, помогают не всегда: дети подчас не готовы рассказать о своей беде.
А вот онлайн-общение, уже привычное подросткам, оказалось для психологического консультирования идеальным вариантом, говорит Екатерина Федорова, директор фонда «Твоя территория», который запустил онлайн-консультирование подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 23 лет.
– Екатерина, как вообще родилась идея такой онлайн-поддержки подростков? Почему вы пришли к мысли создать подобную «горячую интернет-линию»?
– Сначала я и наши консультанты работали в кризисном центре на телефоне доверия для детей, подростков и родителей при БОО «Детский Кризисный центр». Но к нам чаще обращались взрослые. Телефон работал круглосуточно, оказывал помощь и поддержку людям в трудной жизненной ситуации. Подростки обращались за помощью реже. Но важно сказать, что именно здесь мы получили первый опыт работы с кризисными ситуациями. Мы получили то, на что смогли опираться в дальнейшем в своей работе с подростками.
Мы стали думать, как можно оказывать помощь непосредственно целевой группе – подросткам и молодежи и какую форму использовать. Исследовали разные варианты, работали со школами, но этого было недостаточно. Зимой 2014 года решили попробовать работать через интернет и создали проект «Твоя территория». Мы предполагали, что написать о проблеме станет первым шагом ребенка, а затем он сможет позвонить на телефон доверия и пообщаться с психологом. Выяснилось, что дети стали только писать, поскольку этот формат подросткам вообще близок и знаком.
Мы изучили ситуацию за рубежом, и оказывается, подобный опыт есть. Например, в Швеции есть служба помощи «BRIS». Они уже 15 лет работают по такой схеме и принимают обращения от подростков в анонимном чате. Кроме того, почти в каждой европейской стране есть центр помощи через интернет.
– У такого способа консультирования тоже есть свои плюсы и минусы?
– Безусловно. Например, если по телефону ты слышишь голос ребенка и можешь определить его эмоциональное состояние, то в варианте онлайн-переписки данный момент отсутствует. Это сложность для консультанта, поскольку специалисту нужно понимать, что происходит. Но мы проясняем эти вещи, спрашиваем ребенка о его состоянии, просим немного рассказать про настроение в момент разговора.
С другой стороны, в онлайн-консультировании есть свои способы передачи эмоций. И дети этим, кстати, прекрасно владеют. Они могут передавать свое состояние всякими смайликами, грустными или веселыми картинками.
Наши сотрудники проходят обязательное обучение специфике интернет-консультирования, и консультант может примерно определить, как чувствует себя ребенок. Дети все разные, они могут не показывать эмоций в процессе диалога, и тогда мы осторожно спрашиваем о его переживаниях. Ребенок может написать: «Я плачу» или как-то иначе. В любом случае, мы внимательно следим за тем, кто консультирует у нас детей.
– Как подростки узнали о вашей онлайн-линии?
– Дети пишут нам отовсюду, из разных городов и даже стран, пишут на самые разные темы. Часто это места, где нет психологической помощи вообще. Если в Москве и Санкт-Петербурге ребенку есть куда обратиться, то в регионах ситуация совсем другая. Поэтому разговор с психологом на нашей горячей линии для ребят крайне важен. Это помогает в самых критических ситуациях, чтобы избежать непоправимых шагов.
В январе 2014 года мы создали и начали вести группу ВКонтакте, рассказав об онлайн-консультировании. И дети сразу стали обращаться. Об этой страничке они узнавали друг от друга. Мы ничего не делали специально для распространения информации, к тому же только начинали свою деятельность. Важно было понять, насколько подойдет такой способ обращения за помощью. И оказалось, что подросткам проще изложить свою проблему в письменном диалоге с консультантом.
Позже, в мае, телефон доверия при кризисном центре к сожалению закрылся, в том числе из-за отсутствия финансирования. Но дети продолжали к нам обращаться, поэтому к лету 2014 года я, мои близкие и коллеги приняли решение зарегистрировать фонд «Твоя территория». Проект многие поддержали. Люди на волонтерских началах помогли нам с помещением на первое время, информационно поддерживали нашу группу ВКонтакте, дали компьютеры – это было очень важно для нашей организации. С благодарностью вспоминаю об этом.
www.твоятерритория.онлайн – ссылка для подростков.
ask.fm/Tvoya_territoria – онлайн-консультация, где дети могут задать любые вопросы в открытом доступе или в чате-беседе с психологом. |
– Кто работает на вашей онлайн-линии поддержки?
– Это дипломированные психологи. Кроме того, почти все наши консультанты ранее работали на телефоне доверия и знают тонкости этой работы. Они могут понимать состояние ребенка, знакомы с различными проблемными ситуациями в подростковой среде. Наша организация уделяет серьезное внимание качеству и профессионализму консультирования.
Каждый консультант трудится только одну смену в неделю. Это профилактика выгорания – работа очень сложная, поэтому нельзя консультировать несколько дней подряд. Кроме того, мы обучаем волонтеров: за это время мы подготовили уже пять групп. Конечно, консультант эмоционально откликается на ситуацию ребенка, сопереживает и сочувствует ему. Мы профессионально подготовлены, но при этом такие же живые, можем расстраиваться и переживать. Тем не менее, ребенок ждет помощи, и консультанту важно передать свою уверенность, понимание и быть рядом с ним в сложные моменты.
Екатерина Федорова: «Ежемесячно к нам поступает около 600-700 обращений. Работает у нас сейчас 10 консультантов: 7 человек постоянно и 3 психолога дополнительно в часы, когда поступает большое количество обращений. Есть еще 4 постоянно помогающих волонтера, а также начинающие волонтеры». |
– Почему вообще подростку нужна такая «горячая линия»? Почему он не идет к маме, к психологу в школе?
– Наша задача быть опорой. Нередко с родителями страшно заговорить о проблемах или ребенок не хочет огорчать их. Взрослый может испугаться, встревожиться, ведь это его ребенок, самый близкий человек. В сложный момент родитель может потерять силу или вообще растеряться. Мы же должны в своей работе сохранять устойчивость, чтобы подросток мог на нас опереться и выйти из состояния, в котором он находится.
Статистика обращений на онлайн-горячую линию фонда «Твоя территория» за последний месяц: География обращений: Санкт-Петербург – 17% Возраст обратившихся: 53% – диапазон 15–18 лет Гендерные данные: 79% девушки |
– Вопросы, с которыми обращаются к вам подростки, иногда затрагивают правовую сферу. Что вы делаете, если узнаете о каком-то нарушении закона?
– Мы очень строго соблюдаем конфиденциальность информации. Все обращения от детей никуда не выносятся, все остается внутри организации. Публикуем только общие данные. Это крайне важный момент доверия, а также один из основополагающих принципов работы как телефонов доверия, так и нашей службы. Со всеми психологами есть договоренность о неразглашении информации.
Один из принципов, прописанный у нас в должностной инструкции, – конфиденциальность нарушается, если речь идет о готовящемся террористическом акте или ином преступлении. Мы предупреждаем об этом и ребенка, потому что обязаны реагировать.
Если же ситуация угрожает самому ребенку, например, в ситуации насилия над ним, ищем способы оказания ему помощи на месте, там где он живет. Мы проговариваем план его действий, а если ребенок сообщает свой город, ищем все необходимые службы и наводим справки. Консультант может позвонить, чтобы узнать о работающих там специалистах, и подросток может обратиться к ним за практической помощью. Если же ребенок хочет оставить ситуацию анонимной и не сообщает свой город, мы, к сожалению, ничего не можем сделать. В этом случае наша задача в поддержке, в рассмотрении вариантов как можно обезопасить себя, в полном разборе ситуации.
– Часто ли к вам обращаются дети с проблемами, касающимися насилия?
– Да, такие обращения частые. Насилие бывает разное – психологическое, физическое, сексуальное. Эти разговоры обычно непростые. Ребенок боится, не сразу может рассказать о проблеме, не очень себя понимает, часто опасается огласки. В ситуации жестокого обращения подросток может винить себя в том, что происходит, чувствовать себя неуверенно, одиноко, замыкаться. Он не очень верит в то, что взрослый может помочь ему. Поддержка в этот момент позволяет ребенку найти ресурсы справляться, искать варианты как можно лучше поступить. Это могут быть ситуации, когда подросток растет в неблагополучной семье или испытывает серьезное отторжение со стороны сверстников в классе.
– Какие темы разговоров, кроме насилия, считаются такими же сложными?
– Суицидальные переживания. Таких писем в чате тоже много. Чаще эти проблемы волнуют детей весной и осенью, а еще по итогам года – в новогодние каникулы.
– Обычно Новый Год – это праздник, эмоциональный подъем, радость… Почему в этот период у ребенка могут появиться мысли о суициде?
– Казалось бы, это так. Но только тогда, когда дома все хорошо. А если нет? Есть конфликтная ситуация, напряжение. В школе ребенок хоть как-то отвлекается. А тут он полностью погружается в домашнюю атмосферу и не может от нее абстрагироваться. А вообще, надо сказать, мы работаем с подростками, которым в данный момент действительно плохо. Дети, у которых достаточно ресурса, обычно к нам не обращаются.
Ребенок пишет, как ему тяжело. Пишет, что не видит смысла жить. Не знает, что ему делать. Это тяжелый разговор, и консультант в этот момент тоже очень чувствителен. Проблема в том, что в момент погружения подростка в суицидальные настроения его сознание сужено. Он не видит других выходов из ситуации, а психолог помогает взглянуть на ситуацию шире. Проговаривание мыслей и осознавание чувств помогает снизить остроту переживаний, и ребенку становится чуть легче. Его состояние меняется, и таким образом, подросток не совершает действий, которые могут навредить его здоровью.
– А какие жизненные проблемы, которые, может быть, могут рождаться каждый день, волнуют современных подростков?
– Чаще всего дети задают вопросы про отношения. Как правильно их строить, как избежать конфликта или выйти из него. Отношения с друзьями, с учителями, с девушкой или мальчиком… Их вообще интересует очень много тем. Наши дети много думают. Например, темы предательства, справедливости, обид, добра. Меня радует, что в нашей работе есть не только кризисная часть, но и разговор о том, как выстраивать отношения, а также о позитивных вещах.
Кроме того, в отличие от взрослых, подростки больше готовы к переменам. Если они поговорили на тему, которая их беспокоит, и нашли выход, сразу ощущается, как им становится легче. Дети более готовы к изменениям. И еще дети очень искренни. Если они сердятся, то сердятся. Если грустят – то грустят.
– Удается ли сразу выйти в здоровое русло беседы или это не всегда получается? Устанавливается ли у вас с детьми постоянный контакт?
– По-разному. Некоторые пишут только однажды. Кто-то, может быть, еще только пробует в этом свои силы, пытается понять для себя, что за психологи у нас работают, как с ними общаться. Кому-то достаточно одной беседы. А кто-то пишет несколько раз. Есть постоянные обращения, если ребенок находится в травмирующей ситуации и ему нужна поддержка.
Пишут дети по-разному. Некоторые сразу готовят большое письмо, в котором описывают свою ситуацию. Другие более закрыты и очень осторожно формируют контакт. Могут писать отрывочно, односложно, словно проверяя консультанта – что он ответит. Мы учитываем особенности каждого ребенка.
Бывает, что ребенок поговорил с психологом, и диалог ему помог. Он хочет продолжить работать именно с этим специалистом, потому что, возможно, еще не полностью исследовал ситуацию. Или, скажем, он не хочет заново проговаривать трудную тему с другим психологом. Тогда подросток договаривается со своим консультантом о встрече в следующем чате, через неделю. У консультантов есть такие постоянные обращения, которые они поддерживают и ведут.
Если итог беседы непонятен, и ребенок немного рассказал о себе, мы можем спросить его о впечатлениях. «Как ты считаешь, помог тебе диалог? Что для тебя важно?», – вместе с ним мы пытаемся подвести какой-то итог разговора. Или, скажем: «Как ты ощущаешь, в каком состоянии ты к нам обратился и как чувствуешь себя сейчас?». И они отвечают: «Да, стало лучше» или «Нет, мне все так же плохо». Вообще, они очень искренни. Видимо, такой формат анонимности и откровенности позволяет им быть честными и чувствовать себя свободно.
Мы работаем с трех дня до трех ночи. Ночью подростки тоже много пишут. И сейчас, в каникулы, активность онлайн-переписки заметна в течение всего дня. Потребность в диалоге с консультантом есть, и мы думаем о возможности возвращения к круглосуточному режиму работы.
– Если мы говорим о подростках, то какой это возраст?
– Начиная с 13 лет, но самые частые письма – от подростков 14-16 лет. Бывают обращения даже и от младших детей, которым 11-12 лет. У каждого ребенка в разном возрасте может начаться сложный период. У кого-то в школьном возрасте все проходит гладко, а потом лет в 20 вдруг начинаются противоречивые моменты. Нам пишут и студенты, поскольку мы работаем с молодежью до 23 лет. У этого возраста свои проблемы, часто связанные с адаптацией: поступление в вуз, новый круг общения, переезд в другой город, отрыв от семьи и родителей. становление в жизни.
Родителям стоит поддерживать своего ребенка и в этом возрасте, хотя он, казалось бы, вышел в свободное плавание. Но тут есть тонкий момент: если его контролировать, это не будет способствовать близости. Нужно умение выдержать баланс – показать, что вы готовы быть рядом, когда вашему уже взрослому ребенку это нужно, но при этом доверять ему и верить в него.
Марина Лепина
Фото: helpteens.ru