123 победителя первого Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» – представители домов культуры, музеев, библиотек и некоммерческих организаций – поделились своими достижениями за 2014 год. На один день музей-усадьба Коломенское собрала представителей из 61 региона страны, превратившись в культурную модель России.
Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел – 2014» организовал Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Общий фонд финансирования конкурса составил 67 млн рублей, сумма одного гранта – от 150 тыс до 700 тыс рублей. Всего на конкурс поступило 2470 заявок из 81 региона России. Победителями стали авторы 123 проектов из 61 региона.
Главная цель конкурса – поддержать культурные инициативы в малых городах и селах России, направленные на формирование многообразия, сохранение и развитие культурной среды региона. Победители конкурса, получив гранты, провели фестивали и городские праздники, восстановили старинные памятники архитектуры, возродили традиционные народные ремесла.
Выставка проектов победителей «Культурной мозаики» – 2014 отразила все многообразие национальных традиций народов России и культурные особенности регионов. На экспозиции были представлены участники из многих федеральных округов нашей страны. Самой многочисленной была делегация из Приволжского федерального округа. Их представители сумели возродить производство уникальных сувенирных изделий, восстановить древние рецепты местной кухни, увлечь детей и молодежь культурными событиями.
Немало проектов-победителей «Культурной мозаики» посвящены гастрономической теме. Так, Автономная некоммерческая организация «Исток» (Хабаровский край) провела в поселке Дормидонтовка Фестиваль варенья, на котором местные жители представили свою продукцию потенциальным инвесторам и другим посетителям.
Фестиваль собрал более тысячи участников. Помимо продукции фермеров и личных подворий, на ярмарке была представлена площадка с выставками изделий народного творчества, вышивкой, резьбой по дереву, изделиями из бисера. Удалось продать более полутора тонн варенья. «Поселок, который со временем мог стать одним из вымирающих, получил надежду на привлечение внимания к его развитию как открытого для туристов населенного пункта», – говорит автор проекта Ольга Калацук.
Еще один гастрономический проект – частное учреждение «Музей русского десерта», привлекающий внимание к старинным русским пищевым промыслам. В музее воспроизведена обстановка дореволюционной бараночной. Приобретенное в рамках гранта оборудование позволило возродить рецепты приготовления баранок-обваренок, наладить процесс производства баранок как съедобного музейного сувенира и привлечь новых партнеров.
Многие проекты направлены на возрождение промыслов и ремесел. Интерактивный выставочный проект «Трава-огонь» Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника раскрывает историю крапивного ткачества – традиционного ремесла народов ханты и манси.
«В рамках проекта мы пытались обратиться к традициям Западной Сибири, народов у рек Оби и Иртыша. Именно ханты и манси ткали из крапивы ткань. Крапивное ткачество – это не просто промысел, это возможность почувствовать совершенно иной уклад жизни, который существовал 200-300 лет назад. Наши мастерицы удивлялись внутреннему ощущению, миропониманию, которое возникало в процессе работы с таким материалом, как крапива. Очень надеемся, что наши тобольские мастера оценят инициативу и поддержат ее популяризацию. На нас обратил внимание губернатор Владимир Якушев, и мы открываем постоянную крапивную мастерскую», – рассказала заместитель директора по музейным технологиям Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника Владислава Дронова.
Оценивая результаты конкурса, слушая презентации своих коллег из других регионов, участники и эксперты «Культурной мозаики» говорят о том, что реализация культурных проектов привлекает внимание к ценности местных инициатив, к культуре малых городов и сел, теме регионального развития средствами культуры.
«Эти проекты заставляют активизировать, изменить пространство вокруг себя, после чего можно говорить о новой библиотеке, новом музее, новом учреждении культуры. В современных условиях нужно быть мобильным, постоянно перестраиваться, следить, что интересно, что было забыто, что необходимо возродить. Сейчас любое учреждение культуры должно быть летописцем и в то же время архивариусом. Привлекать граждан можно только интересными идеями, обязательно нужна творческая работа. Благодаря реализации таких проектов, мы раскрываем способности нашего населения, вовлекаем в деятельность учреждений культуры», – считает автор проекта «Я в фотографы пойду», библиотекарь Ирина Макушева (Хабаровский край).
«Самое главное – сохранение культурных традиций места, в котором живешь. Не надо быть Иванами, не помнящими родства. И у людей, как пожилых, так и у школьников, есть интерес к своим корням, нужно лишь его развить», – добавляет библиотекарь Галина Аристова, автор проекта, направленного на развитие бренда территории «Ош Пандо – легенда моего родного края» (Республика Мордовия).
Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» в 2015 году получит продолжение. О номинациях, условиях, графике второго ежегодного всероссийского конкурса станет известно в ближайшее время. Как подчеркивает Ксения Франк, председатель Наблюдательного совета Фонда Тимченко, «вложение в культуру и развитие малых городов и сел – это вложение в будущее России».
Юлия Вяткина
Фото: timchenkofoundation.org