logo

Актеры с ментальной инвалидностью раскрыли тему «отцов и детей»

На сцене Культурного центра «Москвич» прошел показ спектакля «Кристофер и отец», в котором наравне с профессиональным актерами московских театров играют люди с инвалидностью. На языке современного театра актеры рассуждали на сложную и одновременно очень близкую каждому тему – тему конфликта отцов и детей.

Проект осуществлен КЦ «Москвич», Интегрированным театром-студией «Круг II» (подразделение МОО «Равные возможности») и дизайн-студией «Ветер-бюро» на средства гранта Департамента культуры города Москвы.

«Кристофер и отец» – музыкально-пластическая драма, почти автобиографичная история мальчика с аутизмом Кристофера, написанная и рассказанная актером театра-студии «Круг II» Алексеем Федотовым и его друзьями. Спектакль помогает посмотреть на тему отцовства со стороны людей с особенностями развития.

«Это сложный спектакль для простых зрителей. Не надо на него смотреть, как на обычное драматическое произведение, где есть привычный сюжет, привычные герои. У нас одни и те же актеры играют совершенно разных персонажей, и это нужно воспринимать как естественное. Потому что главные персонажи спектакля – отец и ребенок. Тема отцовства была пропущена через нас, каждого из актеров, мы попытались донести ее до зрителей. Донести посыл относительно того, что есть отцовство в нашей жизни», – говорит режиссер спектакля «Кристофер и отец», художественный руководитель Интегрированного театра «Круг II» Андрей Афонин.

Спектакль состоит из нескольких эпизодов, каждый из которых отражает непростые отношения отцов и детей. В постановке сочетаются разнообразные техники современного театра: элементы пластической драмы и театра танца, физический и драматический театр, живая авторская музыка, современные декорации, костюмы и специально отснятые для спектакля видео проекции. Действие происходит не только на сцене, но и сопровождается визуальным рядом на экране.

Если говорить о спектакле в целом, то можно сказать, что это спектакль-размышление, какими должны быть идеальные родители.

Действие начинает разворачиваться с вопроса: «Кто такой идеальный отец?» Это такой отец, который помогает ребенку, не курит, любит своих детей, размышляет одна из героинь, упоминая, что ее отец умер 13 лет назад и теперь «смотрит на нее с небес».

В одном из других эпизодов герои размышляют о плохом отце – с вредными привычками, навязчивого, приходящего поздно домой, ругающегося матом.

Одна из героинь обращается к своему отцу, который то ли умер, то ли просто ушел из семьи, то ли не обращает на дочь внимания. «Папа, ты любишь меня? Мне тебя не хватает, нуждаюсь в твоем внимании. Я хочу учиться и помогать тебе. Я очень без тебя скучаю», – говорит девушка.

Как крик души звучит в одном из эпизодов «Я хочу быть маленькой!», а знаменитая песня Sometimes I Feel Like A Motherless Child («Иногда я чувствую себя как ребенок, лишенный матери») пробирает до мурашек.

Несмотря на то, что спектакль предлагает посмотреть на тему отцов и детей со стороны особых людей, мы видим проблемы, с которыми сталкиваются практически все отцы и дети. Это непонимание между родителями и детьми, скандалы в семье, развод, страх перед матерью и отцом, наказание детей, отсутствие денег на карманные расходы.

«Мы что, из денег сделаны? Или ты думаешь, что деньги на деревьях растут? Да куплю я тебе то, что ты просишь, куплю, но знай, что я жертвую собой, чтобы ты мог ни в чем себе не отказывать», – говорит отец сыну. Это вполне обыденный разговор, который может произойти в любой семье.

Часто в семьях не слышат друг друга. Вот и в спектакле герои часто говорят одновременно. Женщины о том, как они устали, что дома беспорядок, а мужчины, что хотят отдыхать и вообще, как это тяжело иметь неблагодарных детей. На протяжении спектакля почти всегда есть фоновый шум: мяч, топот, бубен, постукивание швабрами.

Реальные истории сочетаются с отрывками классических произведений Софокла, Шекспира, Эсхила, Сервантеса, Кальдерона и других драматургов, поэтов и писателей, затрагивающих тему отца в истории.

Сквозной темой через спектакль проходит образ времени. То оно появляется в облике песочницы, то лодки, то воды, то волчка (юлы). Все меняется и не стоит на месте. На образ времени намекает и знаменитая загадка Сфинкса о существе, которое ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером.

Заставляет задуматься также внешний образ героев. К примеру, почему главный герой Кристофер в синей одежде? Не потому ли, что синий цвет символизирует аутизм? Не потому ли у него кепка с непривычно большим козырьком, что он хочет спрятаться от всего мира? Не потому ли рукава у рубашки такие длинные, что невольно напоминают палату в системе психо-неврологических интернатов? В спектакле много символов и, на первый взгляд, много непонятного, поэтому возникает желание пересмотреть его еще раз, чтобы найти ответы.

В эпилоге мы видим образ голубя – символ мира и добрых вестей. Значит, в каждой семье у родителей есть возможность стать ближе к своим детям, нужно только почаще слышать друг друга. И тогда каждый сын или дочь найдет своего отца.

Следующие показы спектакля «Кристофер и отец» состоятся на Большой сцене «Москвича» 18 марта и 13 апреля.

 

Юлия Вяткина
Фото: Леонид Селеменев