Вчера в «Лужниках» прошел финал фестиваля «Надежда», крупнейшего в столице творческого смотра среди детей с ограничениями по здоровью. Организаторы рассказали порталу «Я-Человек» об особенностях фестиваля этого года и процессе подготовки к заключительному концерту. На вопросы отвечает Максим Сергеевич Казарновский, исполнительный директор Центра Фестивальных программ при Департаменте образования Москвы.
– Максим Сергеевич, фестиваль проходит в 24-й раз. Как вы считаете, в чем секрет его успеха?
– Можно сказать, что он достался нам в наследство, потому что Центр занимается им всего лишь второй год. Как я понимаю, это «намоленный» фестиваль в том смысле, что в нем принимают участие «особенные» дети со всей Москвы. Мы были на отборочных турах и посмотрели огромное количество творческих номеров. Думаю, что талант, одаренность и тот свет, который юные артисты с ограничениями по здоровью дарят миру, и помогает поддерживать этот фестиваль долгие годы.
– Фестиваль называется «Надежда» не случайно?
– Безусловно. Творчество дает детям надежду на новую ступень развития и позволяет сделать следующие шаги. Важно понимать: различными видами и категориями ограничений занимается большое количество организаций и фондов, но фестиваль является своего рода реабилитацией при помощи творчества. Для детей это путь к социализации, выходу внутренних эмоций, реализации творческого потенциала, и в данном случае, это, конечно, надежда.
– В прошлом году произошло качественное изменение целевой направленности фестиваля, когда вместе с «особенными» детьми в нем стали принимать «обычные»…
– Более того, кроме «обычных» детей в нем стали принимать участие профессиональные артисты. Нам показалось важным, чтобы ходе подготовки, репетиционном процессе и на моменте выхода на большую сцену дети были рядом с профессионалами.
– Как вы считаете, участие профессиональных артистов позволило «особенным» детям более полно раскрыть таланты?
– Думаю, да. Детям непросто работать на большой сцене и у них маленький опыт участия в подобных мероприятиях. В своих школах и интернатах они выступают в небольших залах, и когда выходят на большую сцену, это прежде всего, стресс. Когда рядом с ними находятся профессионалы, их поддержка позволяет юным артистам его снять. Кроме того, дети видят профессиональную работу, набираются опыта, полезных навыков, и находясь рядом с известным артистом, расширяют свой кругозор.
– Это решение увеличило количество участников фестиваля и его популярность?
– Количество остается стабильным, потому что в фестивале участвуют дети, относящиеся к системе Департамента образования. Возможно, этот шаг увеличил не их число, а позволил поддержать интерес к мероприятию. Ну а насколько он оказался верным, мы сможем узнать после финального представления. Это совершенно новая история для участников и зрителей, поэтому в дальнейшем мы будем проводить мониторинг мнений и поддерживать обратную связь.
– Есть ли в истории мероприятия яркие и показательные примеры, когда участие в фестивале «Надежда» позволило изменить судьбу «особенных» детей к лучшему?
– Она уже изменяется к лучшему, потому что когда я вижу горящие глаза и то настроение, с которым дети выходят на сцену, у меня по телу бегут мурашки. Я чувствую как им это нравится, ну а вырастут ли они профессиональными артистами или музыкантами покажет время. Уверен, что тот заряд, который они получают в процессе работы над этим фестивалем, без всякого сомнения, позволит сделать в жизни следующий шаг.
– В этом году изменилась программа и вместо гала-концерта зрители увидят мюзикл «Пять золотых». Планируете ли вы в будущем еще какие-нибудь изменения?
– Я думаю, сильно менять формат мероприятия не следует, потому что он связан с технической организацией процесса. Режиссерская группа провела титаническую работу: ездила в каждый интернат и давала педагогам сценические задания. Затем приезжала еще раз и смотрела как это получается, а потом сводила все в финальных репетициях. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс, вполне достаточный для итогового выступления. Мне кажется, на этом мы и остановимся.
– Как осуществлялся отбор юных артистов для мюзикла?
– Важно понимать, что в конкурсе не заложена соревновательная составляющая. Все участники одновременно и победители, и призеры, мы вообще выбирали не по этому принципу. Режиссерская группа осуществляла отбор по принципу готовности педагогов и детей к чему-то новому. Примерно такой диалог: «хотите?», «готовы?». И ответ «да!» был самым главным и важным критерием.
– Как отнеслись к этому образовательные учреждения, родители и сами дети? Ведь стать участником мюзикла – это серьезная, престижная и перспективная возможность?
– К сожалению, по разному. Дети вообще прекрасны и сразу хотели участвовать. Но они связаны с педагогами и директорами учебных заведений, а здесь возникали разночтения.Не все педагоги согласились работать по сценарию и выполнять задания режиссера, не все директора учебных учреждений были готовы отпускать детей и брать на себя организационные моменты. Иногда нам было очень сложно находить общий язык со взрослыми, но ни в коем случае не с детьми.
– Как вы думаете, на что необходимо обратить особое внимание, чтобы наше общество действительно стало однажды обществом равных возможностей?
– Не находить отличий между «обычными» и «особенными» людьми. Как только мы уберем эту черту у нас и наших детей, мы объединимся и это станет огромным шагом на пути к созданию общества равных возможностей.
Шипилов Тимофей
Фото автора