logo

Наедине с эмалью

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась персональная выставка современного ювелирного искусства «Наедине с эмалью», где представлены работы эстонского художника по металлу Тамары Сергиенко. Украшения и декоративные объекты выполнены с использованием витражной эмали – одной из самых сложных и кропотливых технологий, требующей исключительно ручного труда.

Тамара Сергиенко – художник-эмальер. Родилась, живет и работает в Таллине, окончила Академию Художеств по специальности художественная обработка металла. В течение пятнадцати лет трудилась на Таллинском ювелирном заводе «Juveel», где занималась разработкой и созданием украшений. Член Союза художников Эстонии, Союза художников по металлу, Союза дизайнеров. Неоднократно принимала участие в международных выставках, симпозиумах и семинарах по эмалям, является победителем престижных конкурсов, обладателем призов и почетных дипломов. Ее работы побывали в Америке, Японии, Франции, Германии, Англии и многих других странах мира. Непреходящий девиз мастера – «меньше суеты – больше эмалей».

Накануне официального открытия, Тамара Сергиенко рассказала порталу «Я-Человек» об истории организации выставки, особенностях экспозиции, ювелирных изделиях, а также эскизах украшений, представленных фотографиях и других декоративных и арт-объектах.

Это первая персональная выставка Тамары Сергиенко в обновленных залах музея-заповедника. «Впервые я узнала о «Царицыно» лет двадцать назад, когда дворец был в развалинах. Но теперь, когда я увидела, насколько удачно он отреставрирован, просто мечтала о том, чтобы выступить в этих необыкновенных залах», – делится впечатлениями мастер.

«Переговоры о создании выставки начались около двух лет назад и несмотря на препятствия, успешно завершились. Надо отдать должное руководителям музея «Царицыно», которые подсказывали верные решения. Нельзя не упомянуть и о поддержке со стороны Министерства культуры Эстонии, Союза художников и наших фондов – каждый внес свою лепту. Затрат было много, но все барьеры были успешно преодолены. Когда открылась выставка, оглянувшись назад, я удивилась: неужели все это и в самом деле было сделано», – отметила Тамара Сергиенко.

На экспозиции есть ювелирные украшения, которые невозможно обойти вниманием. Одна из таких работ – уникальный браслет-трансформер «Велосипед», собственность музея-заповедника «Царицыно». Впервые он был представлен в германском Идар-Оберстайне на престижной международной выставке, где получил высокую оценку жюри, искусствоведов и артистичной публики.

«Этот экспонат принадлежит музею «Царицыно», а его особенность не только в том, что «Велосипед» выполнен с использованием технологии витражной эмали», – рассказывает Тамара Сергиенко. – «Он трансформируется в более, чем десять различных позиций. Из него можно получить серьги, кольца, подвески и броши несколько видов, а также смонтировать заново в исходный вид. Когда-то он был приобретен царицынскими искусствоведами, а теперь водрузился здесь и занимает почетное место».

Помимо авторских украшений «с историей», залы украшают работы из последней коллекции мастера. Сделанные из серебряных лепестков кольца и серьги, объединены общей темой – орхидеями. «Очень понравились идеи куратора выставки, Ольги Хорьковой», – говорит Тамара Сергиенко. – «Несмотря на то, что мы были знакомы только на расстоянии, она поделилась яркими задумками и очень помогла в оформлении, удачно и гармонично, на мой взгляд, сочетав экспонаты с живыми цветами».

Хотя «конек» творческой деятельности Тамары Сергиенко – витражные эмали, экспозиция выставки включает такой материал, как эскизы будущих украшений. Среди них можно найти и пару авторских рисунков с изображением браслета «Велосипед», когда он был не законченным ювелирным изделием, а лишь объектом творческих изысканий мастера.

«Готовясь к этой выставке, я выбрала наиболее интересные графические листы, а также серию рисунков простым карандашом на тему дизайна украшений», – рассказывает художник. – «Любопытно, что я испытывала эти наброски и они вызвали большой интерес у публики. Залы дворца большие, их сложно насытить одной лишь ювелирной пластикой. Порой ее непросто собрать воедино, поэтому решение разместить здесь эскизы кажется нам верным».

Помимо эскизов, на стенах зала размещены большеформатные фотографии, где запечатлены модели с авторскими изделиями Тамары Сергиенко. Как считает мастер, ее ювелирные объекты не совсем правильно называть украшениями, поскольку они громоздки и даже глядя на них в витринах не всегда понятно, как именно их употребить. Но если посетитель посмотрит на стену с фотографиями, все встанет на свои места.

Создание одного украшения может занимать более полугода, особенно если ювелирное изделие выполнено с использованием технологии витражной эмали. На изготовление более упрощенных вариантов требуется около месяца.

«На данной экспозиции выгоднее представить более необыкновенные работы, потому что сейчас рынки переполнены всевозможными изделиями массового производства», – считает Тамара Сергиенко. – «Они неплохи по качеству и современно звучат, но все же, надо отличать украшения авторские, прямо от художника, от изделий из обычного магазина».

«Иногда приходится выполнять заказы на какие-нибудь большие юбилеи, свадебные торжества», – рассказывает мастер. – «Люди обращаются, несмотря на то, что уникальное решение в ценовом аспекте превосходит рыночные варианты. Преимущество в том, что даже простое обручальное кольцо станет совершенно неожиданным художественным изыском и превратит свадьбу в незабываемый момент жизни».

Смотрите также фоторепортаж с мероприятия

Шипилов Тимофей
Фото автора