logo

Владимир Хромов: волонтером может стать каждый

Завтра в Тульской области стартует фестиваль волонтеров «Быть добру!». Накануне открытия портал «Я-Человек» побеседовал с одним из организаторов мероприятия – директором Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений», членом  Общественной палаты города Москвы, Владимиром Викторовичем Хромовым.

– Владимир Викторович, как вы пришли в волонтерское движение?

– Я пришел в волонтерское движение в 2003 году и это произошло достаточно неожиданно: просто сидел ночью в интернете и вдруг увидел объявление о том, что нужна донорская кровь. Так получилось, что я решил принять участие в акции, а когда сдавал кровь, познакомился с группой активистов, которые привлекают доноров для детей с онкологическими заболеваниями, пациентов Российской детской клинической больницы. Мы стали приходить в отделение навещать больных, вести кружки, творческие занятия, просто общаться и дружить. Вот так постепенно все и началось.

– Какими качествами характера необходимо обладать, чтобы стать волонтером?

– Абсолютно нормальными качествами характера, ведь волонтером может стать каждый. В первую очередь, это желание помогать людям, здравая оценка своих возможностей, в том числе временных, а также чувство ответственности. И конечно же, оптимизм, жизнелюбие, отзывчивость, скромность – в общем-то те качества, которые есть у очень многих людей и они, собственно говоря, совершенно нормальны для любого адекватного человека.

– Существует мнение, что в основном в волонтерское движение приходит молодежь. Это так?

– Если говорить о российском опыте, то у нас он отличный от опыта других стран, в том числе потому, что мы не так давно развиваемся в этом плане. В той сфере волонтерства, которую представляем мы, а это помощь людям в сложной жизненной ситуации, приходят те, кому от 23 до 35 лет. Это не студенты, это достаточно зрелые работающие люди, состоявшиеся, хорошо образованные, с неплохой работой и карьерной лестницей. Порядка 80 процентов волонтеров – девушки и женщины, подавляющее большинство из них не замужем и не имеют детей. Особенность именно нашего сектора – крайне малое количество студентов, наверное потому, что они еще не готовы к активной помощи людям в сложной жизненной ситуации. Кроме того, у нас практически нет людей пенсионного возраста и к сожалению, очень мало людей за 40.

Наверное, в спортивном волонтерстве ситуация совсем иная: да, там подавляющее большинство волонтеров – это студенты. Похожая ситуация в экологических проектах, где большая доля школьников. Я знаю некоторые НКО, в том числе связанные с муниципальными программами, которые активно привлекают к волонтерству учащихся школ, и это очень хорошо. Но в той области, которой занимаемся мы, а это помощь людям в сложной ситуации, детям в детских домах и больницах, пожилым людям, пациентам хосписов, бездомным и людям с ограниченными возможностями здоровья, основной контингент волонтеров – от 23 до 35 лет.

– Как вы считаете необходима ли волонтерскому движению поддержка со стороны государства?

– Вы знаете, это тот вопрос, который постоянно обсуждается в профессиональном сообществе,  а также среди функционеров и чиновников. Скажем так: нужна инфраструктура, которую будет поддерживать государство. Я против какого-то прямого участия государства в создании волонтерских сообществ, это все-таки более тонкая тема, которая не может быть эффективно выполнена силами чиновников. Но я за то, чтобы государство создавало условия и эффективную атмосферу для развития волонтерских сообществ и НКО. Что это может быть? Например, информационная поддержка или центры развития добровольчества, которые сейчас активно развиваются в Москве и регионах России, причем как центры государственные, так и негосударственные.

В этой ситуации очень важен социальный заказ на развитие волонтерства, когда государство выделяет финансовые ресурсы для поддержки проектов в этой сфере. Такой поддержкой являются гранты Минэкономразвития, которые выдаются уже второй год и выдаются именно на развитие инфраструктуры для НКО. Еще одна вещь – помощь некоммерческим и волонтерским сообществам в получении на льготных условиях помещений в аренду или безвозмездное пользование. У всех организаций одни и те же проблемы: отсутствие ресурсов, нехватка средств на оплату штатных сотрудников, которые будут профессионально организовывать деятельность волонтеров, и отсутствие помещений, где можно эту деятельность осуществлять. Вот если бы эти три или четыре проблемы государство решило, безусловно, развитие волонтерства в России осуществлялось бы намного быстрее.

– Какие, на ваш взгляд, сложности испытывает сегодня волонтерское движение России?

– Основных сложностей я бы выделили три. Первая сложность – низкая консолидированность НКО и волонтерских сообществ. Они разделены и часто не знают, что делают их коллеги по сектору даже в одном городе или регионе. А многие, к сожалению, и не ставят цель узнать, отчасти потому, что у некоммерческих и волонтерских сообществ нет ресурсов на более системную и тактическую работу по развитию. Тем не менее, задача консолидации негосударственного некоммерческого сектора крайне важна, поэтому я бы назвал ее проблемой номер один.

Вторая проблема – это обмен опытом, технологиями и информацией. Для некоторых аспектов волонтерства крайне важно, чтобы их не только встретили и сказали: «иди туда и копай забор до заката». Необходимо, чтобы с ними грамотно работали и представляли полную информацию о разных направлениях волонтерства. Вполне возможно, человек не готов ходить в больницу, но готов убирать мусор. Или не хочет общаться со специалистами хосписа, но может возить людей с инвалидностью на реабилитационные процедуры. Или вообще не имеет желания работать с людьми, а хочет заниматься помощью животным – имеет полное право. Поэтому нехватка информации, грамотных специалистов и организаций, которые профессионально работают с волонтерами, это вторая проблема.

И третья проблема проявляется в отсутствии ясной государственной позиции по поводу развития добровольчества и некоммерческого сектора в целом. С одной стороны, государство предпринимает какие-то усилия по стимулированию. Гранты Минэкономразвития, отдельные программы региональных органов власти, инициативы по совершенствованию налогового администрирования, предоставление льгот – все это эффективно и замечательно. С другой стороны, есть закон об иностранных агентах и много организаций уже пострадало. Получается, что с одной стороны государство дает, а с другой – пытается брать. Поэтому отсутствие ярко выраженной воли государства, конечно же, мешает системному развитию работы.

– Завтра, 27 июня, стартует музыкальный фестиваль волонтеров «Быть добру». Расскажите о нем нашим читателям более подробно.

– С огромным удовольствием. Я расскажу маленькую предысторию: в 2011 году в наш союз обратилась группа волонтеров, которые готовились в то время к фестивалю «Пустые холмы». Они обратились с предложением совместить формат музыкального и волонтерского фестиваля. Идея проста: помочь волонтерам собраться вместе, узнать друг о друге больше, увидеть как нас много, обменяться опытом, провести различные образовательные мероприятия, неформально пообщаться, отдохнуть на природе, а также скоординировать усилия на будущее. Вот так возник фестиваль «Быть добру», и в этом году мы проводим его в прекрасном месте, под городом Суворов Тульской области.

Технология проведения мероприятия тоже уникальна. Берется пустое поле и силами волонтеров с минимальным финансовым обеспечением выстраивается вся инфраструктура. Прокладываются дороги, возводится музыкальная сцена, площадки, организуется система охраны, натягиваются лампочки с проводами, работают арендованные генераторы, – одним словом, «с нуля» в поле возникает масштабный музыкальный фестиваль.

Кроме того, будут организованы отдельные площадки, которые отдадут под волонтерские инициативы. НКО Москвы и регионов смогут представить свою деятельность, привлечь людей к движению волонтеров, провести тренинги и мастер-классы, а также просто пообщаться и насладиться атмосферой. И очень важная вещь, что фестиваль абсолютно открытый. На него могут приехать как волонтеры, так и обычные люди, которые просто хотят послушать хорошую неформальную музыку или узнать о добровольческом движении.

– Планируете ли вы продолжить традицию проведения фестиваля в следующем году?

– Безусловно. Мы думаем, что такой фестиваль будет привлекать все больший и больший интерес, причем не только НКО и волонтерских сообществ, но и обычных людей, потому что волонтер – это человек который несет повышенную нагрузку. Очень важно, чтобы он видел: я не один в поле воин, я не один меняю эту ситуацию, и даже все наше сообщество – всего лишь часть огромного пласта добрых людей, которые помогают в беде. И разумеется, волонтеру тоже нужно отдыхать, поэтому сложно придумать место лучше, чем на берегу озера, на природе, в палатках, с шашлыками. 99 процентов волонтеров – городские жители и для них этот формат будет некоторой новизной, а также прекрасной возможностью отдохнуть от ритма города.

– Какие наиболее яркие мероприятия прошлого года вам запомнились?

– Несмотря на то, что в прошлом году фестиваль проходил в ограниченном формате, поскольку это была первая «пилотная» проба, мне очень запомнились ролевые игры. В поле, рядом со сценой, группы в 30 человек на глазах у всех проходящих людей разыгрывали сценки из волонтерской практики, например приезд волонтеров в детский дом. Игры проходили весело, с шутками, юмором, и зрители со стороны очень позитивно все это воспринимали. Им было интересно, они подходили, спрашивали что происходит, оставались смотреть. Вот это очень запомнилось.

– Что бы вы пожелали участникам фестиваля волонтеров «Быть добру»?

– Я бы пожелал верить в наши силы и будущее страны, потому что есть люди, которым не все равно что происходит вокруг и которые готовы посвятить время добрым делам. Я думаю, что жизнь будет налаживаться, а силы волонтеров помогут нам решить наиболее актуальные проблемы.

Шипилов Тимофей
Фото: planeta.ru, volontery.ru, foto.mail.ru/bk/volodiadon, Никита Оленин(vk.com/nikhardy)