Недавно в Москве проходила ежегодная конференция «Благотворительность в провинциальной России: вызовы и решения». Участники этого события смогли познакомиться с наиболее интересными проектами и практиками некоммерческих организаций в благотворительной сфере, а также обсудить, как экономический кризис повлиял на социальную сферу, и как в связи с ним изменились стратегии компаний. В дискуссии принимали участие фирмы-лидеры корпоративной благотворительности и КСО, члены общественных организаций со всей России и представители органов власти.
Кризис – это неоспоримая реалия сегодняшнего дня, которая диктует новые правила бизнесу и некоммерческому сектору. Отношение к этому явлению – как оптимистичное, так и пессимистичное – во многом определяет вектор движения российского благотворительного сообщества. Поэтому социальный портал «Я-Человек» задал участникам конференции всего один вопрос:
– Что изменилось за последний год в региональной благотворительности, и как общественные и некоммерческие организации на местах оценивают сложившуюся ситуацию? Считают ли они ее проблемой или, напротив, возможностью?
Елена Малицкая – президент Межрегионального общественного фонда «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив»:
– Кризис – это всегда возможности, потому что в такие моменты люди учатся смотреть на проблему другими глазами и начинают больше «хлопать крыльями» и «шевелить ногами». Можно, конечно, воспринимать проблемы по-разному и не предпринимать никаких стратегических шагов, но на самом деле, это время для проведения аудита и создания стратегий. Не стоит бояться тратить и вкладываться в развитие сотрудников, сохранение кадров, привлечение высококвалифицированных специалистов.
Елена Малицкая
Маргарита Семикова – исполнительный директор Благотворительного фонда «Созвездие сердец»:
– Я убеждена, что любой кризис – это всегда возможности. Не зря же говорят, что самые темные часы перед рассветом. Поэтому нужно просто переждать и сделать партнерам новые выгодные предложения.
Чтобы преуспеть в кризис, нужно думать не только о своих задачах (помочь подопечным, добиться социального эффекта), но и о задачах партнера. И когда мы, проводя какие-то акции, можем не только собрать деньги детям, но и привлечь новых клиентов коммерческому сектору, то сотрудничество получается взаимовыгодным.
Раньше нам давали деньги, затем, с началом кризиса, финансы стали переводить в нематериальные ресурсы, например, в корпоративное волонтерство. Тим-билдинг не требует затрат и в то же время позволяет повысить лояльность сотрудников, которые чувствуют устойчивость бизнеса. Сейчас, когда кризис в самом разгаре, нужно особое внимание обратить на социальный маркетинг. Когда ты раздаешь вместо наград карточки партнера и к нему впоследствии приходят клиенты, ты сразу убиваешь двух зайцев: достигаешь социального эффекта и привлекаешь ресурсы покупателей.
Нужно думать на шаг вперед и немного вырасти из тех рамок, которые связаны с благотворительностью: только деньги и только волонтеры. Существуют инструменты, которые могут помочь и НКО, и бизнесу, и при этом не потребуют никаких расходов.
Маргарита Семикова
Марина Михайлова – директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант»:
– Я оптимист, поэтому говорю о том, что кризис – это возможности. В сложных ситуациях люди всегда начинают искать ресурсы в себе и вокруг себя. Они перестают надеяться на то, что кто-придет и их спасет, и начинают действовать сами. Это касается и благотворительности тоже. Благотворительность – это не только свобода, это всегда ответственность, определенные обязательства. Как говорил Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили».
Мы несем ответственность, в том числе когда воспитываем потребителей, когда мы неэффективно тратим те деньги, которые нам предоставляют, когда мы доверяем наши средства не тем, кому следовало бы доверять. Мне кажется, что когда денег становится меньше и вокруг возникает больше сложностей, мы начинаем более взвешенно относиться и к тому, что берем, и к тому, что отдаем.
Марина Михайлова
Анна Лыгина – ведущий специалист управления по взаимодействию с государственными органами, акционерами и связям с общественностью компании «Сахалин Энерджи»:
– Если говорить о корпоративной благотворительности, то кризис – это возможности. Дело в том, что благотворительность не всегда измеряется количеством вложенных в сообщество денег. Можно тратить большие суммы, не имея при этом выгоды ни для самой компании, ни для территории ее присутствия. Можно расходовать намного меньше средств, переоценивая при этом свои подходы, принципы и методологию взаимодействия с местным сообществом, и иметь намного больше выгод как со своей стороны (репутация, имидж), так и со стороны окружения. Это возможно благодаря конкурсным механизмам и партнерству.
Кризис – это время, когда ты вынужден задуматься о том, правильно ли ты идешь, правильно ли ты делаешь. В любом случае, благотворительности нужен стимул, потому что ситуация, когда все можно, все хорошо и все гладко, притупляет развитие креативности.
Анна Лыгина
Вадим Самородов – руководитель программ Благотворительного фонда Тимченко:
– Я не скажу, что кризисы – это что-то хорошее. Нет, это всегда плохо, и хотелось бы жить без них. Но они дают нам новые возможности. Хотелось бы, чтобы эти возможности развивались без кризисов, но так не бывает.
Сейчас мы ощущаем, что внимание власти и общества приковано к инициативным людям и некоммерческим организациям, потому что саморганизация– это последняя возможность развиваться, когда к тебе уже никто не придет, никто не поможет, дороги не построят, больницы не возведут.
Что же делать? Надо перестать ждать, что тебя поддержат, а самим собираться и что-то придумывать. Это позитив, но позитив через боль, через упорный труд. Наш фонд старается работать с инициативными организациями в регионах, чтобы вокруг было больше идей, больше независимых организаций, альтернативных возможностей и предложений.
Вадим Самородов
Сергей Мартыщенко – руководитель программ филиала некоммерческой организации «Эволюшн энд Филантропи»:
– В своем выступлении в рамках одной из секций я как раз говорил о том, что слово «кризис» в переводе на китайский пишется двумя иероглифами: один обозначает опасность, другой – возможности. И все говорят о том, что кризис – это время возможностей. Что касается сферы благотворительности, то у нас есть большой и российский, и западный опыт. Не нужно «изобретать велосипед», порою более целесообразно изучать, адаптировать и применять уже имеющееся наработки.
Сейчас появляются и активно применяются модели социально ориентированного маркетинга. Их называют по-разному: «умная благотворительность» или «системная благотворительность». Их особенность в том, что они учитывают интересы не только НКО или социально уязвимых категорий граждан, но и интересы партнеров из коммерческой сферы. Это то сотрудничество, которое способно привести к позитивным результатам.
Сергей Мартыщенко
Болдырева Александра – руководитель программ НПГО «Форум Доноров»:
– Кризис – это кризис, и если говорить про бизнес, то для каких-то компаний он может быть возможностью переоценить свои программы, реструктукрировать то, что требовало реструктуризации, и осмыслить то, что требовало осмысления. Тем не менее, сейчас у большинства компаний ситуация сложная, и это нельзя не расценивать как вызов.
Поэтому нельзя однозначно сказать, что кризис – это хорошо, что мы теперь будем работать эффективнее и жизнь наладится. Это сложный период, но сейчас, как мы видим, все стараются «держаться молодцом», не сокращать программы и бюджеты. В своих оценках я буду осторожна. Нельзя не отметить усилия, они, безусловно, присутствуют, а что будет завтра – поживем и увидим.
Александра Болдырева
Алла Балашова – директор по развитию Нижегородской Ассоциации «Служение»:
– Я считаю, что кризис – это всегда возможности. Это доказал 2008 год, когда огромное количество людей включилось в частную благотворительность. Многие компании, к собственному даже удивлению, сохранили социальные программы, а те, кто в тот момент их завернул, впоследствии очень пожалели об этом. Всегда, когда возникают ограничения, находятся более эффективные решения.
Алла Балашова
Ольга Епифанова – депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей:
– Кризис – это всегда новые возможности. Он создает предпосылки для того, чтобы вычистить все «закрома», а почистить сегодня нужно многое, в том числе и в бюджетных структурах, которые очень активно разрастались в последние годы.
Когда удар приходится по бюджетной сфере, она вынуждена действительно что-то делать, а не просто заниматься ремонтами и прочим. Понятно, что многие чиновники – это здравые и профессиональные люди, которые хорошо работают. Но когда все отлично и все «сыто», мы начинаем увлекаться ненужными вещами. Кризис – это тот очистительный огонь, который заставляет нас напрячься и подключить мозг.
Что касается коммерческого сектора, то если он способен нести благотворительные расходы, он никогда от них не откажется, даже в кризис. Благотворительность – это настоящее «детище» любого коммерческого предприятия, это своего рода партнерские отношения, сформировавшиеся с некоммерческими организациями или с отдельными больницами и сообществами. Если же бизнес, оценив свои расходы, начинает сворачивать социальные проекты, это значит, что речь идет об угрозе для жизни компании. Но, как правило, решив свои проблемы и подчистив бюджеты, фирмы все равно возвращаются в благотворительность.
Ольга Епифанова
Ирина Гончарова
Фото: Шипилов Тимофей