Завершен прием заявок на первый Всероссийский конкурс дневников приемных семей «Наши истории», организованный Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. В нем приняли участие как опытные приемные семьи со стажем, так и те родители, чей опыт не превышает одного года. В ближайшее время компетентное жюри приступит к оценке конкурсных работ, объявление и награждение победителей состоится в ноябре 2015 года. Призеров отметят полезными памятными подарками. Победители получат возможность поехать всей семьей в летний выездной лагерь для приемных семей, а родители – на стажировку в Финляндию.
Об объявленных номинациях, особенностях Конкурса, предварительных итогах и планах организаторов на будущее корреспондент социального портала «Я-Человек» побеседовал с Эльвирой Гарифулиной – руководителем программы «Семья и дети» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, кандидатом социологических наук.
– Первый Всероссийский конкурс дневников приемных семей «Наши истории» проходит в 2015 году, официально объявленном в Российской Федерации Годом литературы. Это совпадение или осознанный выбор?
– Скорее, это осознанный выбор. Несмотря на то, что мы шли к запуску данной инициативы несколько лет, удачно совпало, что 2015 год был объявлен в нашей стране годом литературы, а также стал годом проведения первого Всероссийского конкурса дневников приемных семей. Мне кажется, это очень символично.
– Считается, что ведение дневника в первую очередь помогает лучше понять себя, свои мысли, чувства и желания. Личный дневник все вытерпит и никому ничего не расскажет, однако у Конкурса противоположные цели – с помощью дневников рассказать общественности об институте приемных семей. Нет ли здесь определенного противоречия?
– Мне кажется, противоречия нет, потому что в Положении изначально указано, что участвующие в Конкурсе дневники в любом случае прочитают те группы экспертов, которые отбирают победителей. Кроме того, мы планируем, что с разрешения авторов часть дневников будет опубликована, поэтому дети и взрослые заранее могли принять решение, писать ли дневник специально для Конкурса или же оценить, насколько они могут представить свой личный дневник в том объеме и со всеми теми материалами, которые уже в нем зафиксированы. Участники могли убрать то, что кажется им очень личным и сокровенным, чем они не готовы делиться с внешней аудиторией.
Публикация некоторых дневников с разрешения их авторов – это прекрасная возможность познакомиться с семьей и ее традициями, понять внутренний мир родителей и детей, а для приемных семей – убедиться в том, что они не одиноки в проблемах, встречающихся на их пути. Что эти проблемы решаемы, и в жизни существуют не только только сложности, но и приятные моменты – то, ради чего и стоит становиться приемной семьей.
– Как вы заметили, участник заранее знал, что его дневник перестанет быть личным, и мог исключить из него моменты, с которыми не захотел знакомить широкую аудиторию. И тем не менее, насколько, по вашему мнению, были откровенны и искренни присланные истории?
– Дневники, с которыми уже довелось познакомиться мне, были настолько искренни, что читая некоторые моменты, с губ не сходила улыбка и, наоборот, на глаза наворачивались слезы… Более того, для нас это тоже показатель, что люди рассказывали не только о приятных и положительных моментах, которые были в их жизни, но и о тех сложностях и даже негативных чувствах, которые время от времени переживали. В том числе по отношению к ситуации, к приемному ребенку, как они все это преодолевали. Очень сопереживала тем, кто описывал эти события, поэтому с полной уверенностью могу утверждать, что дневники очень искренние и откровенные.
– Сколько номинаций насчитывает Всероссийский конкурс дневников приемных семей «Наши истории», и почему из множества возможных вариантов были выбраны именно они?
– На конкурсе были представлены три основные номинации. Но мы понимали, что не сможем отказаться от дневников, которые присылают участники, принявшие ребенка по иным формам устройства помимо приемной семьи – в частности, усыновлению. Поэтому мы добавили четвертую специальную номинацию «Свой среди своих». Мне кажется, эти истории тоже достаточно полезны, потому что российские усыновители не так активно делятся опытом. Отчасти это связано с тем, что в нашей стране существует тайна усыновления, хотя по международному праву ребенок имеет право знать откуда он и кто его родители. Участники Конкурса, которые рассказали в дневниках о том, почему они не скрывали тайну усыновления, как сообщали об усыновлении своему приемному ребенку, что переживали, могут помочь многим изменить свое отношение к усыновлению, в том числе к сокрытию тайны.
Что касается основных номинаций Конкурса, то здесь мы исходили из того, что наиболее важный период связан с адаптацией. Поэтому у нас появилась номинация «Стать семьей». Как правило, от момента принятия решения взять в семью ребенка до установления совместного быта проходит немало времени. Особенно непросто, когда проходит короткий период «розовых очков» – ребенку все нравится в родителях, родителям – в ребенке, и у всех приподнятое настроение. К сожалению, приятные моменты «проходят», и начинаются сложности. И в этом отношении другим семьям будет полезно понять, что происходит в данный период с родителями, приемным ребенком, другими детьми, которые уже живут в семье. Какие возникают трудности, как они преодолеваются, как родители помогают построить отношения между приемными и кровными детьми и многие другие важные моменты.
Вторая основная номинация – «Плечом к плечу». Это истории о буднях и праздниках, радостях и победах, важных успехах, а также о совместном преодолении возникающих в жизни приемной семьи ситуаций, в том числе в учебе. Не секрет, что в школе приемные дети часто отстают от своих сверстников, и вместо того, чтобы поддержать ребенка и приемную семью, не понимающие проблему учителя порой могут навредить. У нас бывали случаи, когда из-за школьных неуспехов приемного ребенка возвращали, поэтому дневники будет полезно почитать и специалистам служб сопровождения, и учителям.
Это истории, которые позволяют понять, чем окружение может помочь ребенку и приемной семье, и как родственники, друзья, соседи, коллеги, сотрудники служб сопровождения и органов опеки попечительства оказали поддержку. Кроме того, к этой номинации относятся истории о чем мечтает приемный ребенок. О чем он мечтал до того как попал в семью, какие мечты уже сбылись, и о чем начал мечтать в приемной семье. Уверена, счастливые воспоминания – то, на что он может «опираться в жизни – есть у каждого ребенка, и мы хотели бы познакомить с некоторыми из них.
И третья номинация конкурса дневников приемных семей называется «Особое мнение». Она включает те нестандартные ситуации, которые приходится решать приемным семьям. Мы все прекрасно понимаем, что в детских домах остается очень много ребят, относящихся к так называемой категории «трудных для устройства». Это подростки, дети с ограничениями и особыми потребностями или же большое количество братьев и сестер, которых трудно устроить в одну семью. Мы считаем эту номинацию очень важной, потому что любой ребенок хочет иметь семью.
В номинацию входят истории о том, как у родителей «опускались руки», проблемы казались непреодолимыми, как приходила мысль вернуть ребенка… Но они нашли в себе силы справиться с непростой задачей, избежать эмоционального выгорания, поддержать ребенка, укрепить с ним отношения и вновь активно включиться в процесс воспитания. Кроме того, нам очень приятно, что в этой номинации есть не только истории от взрослых, но и работы детей, которые тоже написали дневники и отправили их на Конкурс.
– Многие великие люди, писатели и художники своего времени вели письменные дневники, однако сегодня их практически заменили социальные сети. Как вы считаете, нужно ли возрождать ценность письменности или логичнее отдать предпочтение более современным инструментам общения?
– Знаете, примерно так же, как на заре двадцатого века опрометчиво говорили о том, что кино скоро вытеснит театр, так и сейчас преждевременно говорить, что социальные сети вытеснят литературу, да и вообще возможность читать, писать, творить… В то же время не нужно принимать лишь одну из крайностей и утверждать, что социальные сети – огромное зло. Важно придерживаться «золотой середины» – развивать и то, и другое.
Социальные сети тоже оказывают большую поддержку, и очень часто, общаясь на этих ресурсах, помогая и поддерживая друг друга, родители создают все условия для того, чтобы ребенок благополучно жил и воспитывался в семье, временно переживающей период кризиса. Мы понимаем, что обмениваться рукописными письмами слишком долго, и сегодня гораздо проще писать электронные или общаться в соцсетях, ведь не так часто мы можем поехать друг к другу в гости, особенно если живем в разных уголках нашей огромной Родины. На мой взгляд, социальные сети помогают общаться, обмениваться идеями и искать способы решения проблем невзирая на различные ограничения.
– Насколько активно россияне поддержали идею проведения Конкурса? Имеются ли у организаторов предварительные данные по количеству поданных работ и популярности номинаций?
– Несмотря на то, что Конкурс стартовал летом, а это традиционный период отпусков и выездов на дачные участки, невзирая на то, что он проходит в первый раз и не всегда понятно «кем и для чего» он проводится, мы считаем результаты очень достойными. За неделю до окончания приема заявок у нас уже было более 150 дневников, но мы знаем, что наибольшее число конкурсных работ обычно приходится на последние дни.
Уже сейчас мы можем сказать о том, что в первом Всероссийском конкурсе дневников приемных семей «Наши истории» приняли участие работы из 44 субъектов Российской Федерации. Но пока это предварительные данные, точные будут известны немногим позднее, и в ближайшем будущем мы обязательно объявим, кто стал первым участником, какой регион прислал наибольшее количество дневников и многие другие интересные детали Конкурса.
Также могу отметить, что нам писали родители разных возрастов: начиная от тридцатилетних и заканчивая теми, кто старше 50-60 лет. При этом средний возраст приемных мам и пап составлял 40-45 лет. В Конкурсе приняли участие семьи, где живут 13 приемных детей, а также те, в которых один или два ребенка. Но чаще всего отправляли свои дневники те семьи, где живут три или четыре приемных ребенка. Нельзя не отметить, что значительное число конкурсных работ было представлено не только крупными городами, столицами областных и краевых центров, но и малыми городами. Наша инициатива затронула российскую глубинку, и это очень радует.
– Примут ли участие в оценке работ известные российские писатели, эксперты, деятели литературы и искусства, и если да, то кто именно?
– Да, конечно. Каждый дневник, каждую конкурсную работу, будут читать три группы экспертов. Первая группа состоит из специалистов, которые администрируют Конкурс или помогают в его администрировании. Они знакомятся со всеми дневниками. Вторая группа включает психологов, социальных педагогов, экспертов по социальной работе, опытных приемных родителей, то есть специалистов в области семейного устройства. Их задача – рассмотреть отправленную на Конкурс работу с «профессиональной» точки зрения.
И третья группа, поскольку формат дневников во многом относится к литературному жанру, состоит из экспертов в области литературы, писателей, журналистов, деятелей культуры и искусства. В их числе известный российский писатель-прозаик Александра Маринина, советский и российский автор детской обучающей и художественной литературы Татьяна Рик, приемная мама, психолог, писатель Елена Гобова, российский композитор, певец, актер, режиссер, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Владимир Назаров, который также является усыновителем.
Кроме того, конкурсные работы согласились читать Елена Кизякова – автор и ведущая рубрики «У вас будет ребенок» в программе Первого канала «Пока все дома», Инна Зотова – руководитель проекта «Детский вопрос» на «Радио России», член экспертного совета при Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, Рада Боженко – заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Урал», лауреат всероссийской профессиональной премии «Золотое перо», а также Ольга Баталина – депутат Государственной Думы, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
– Какова дальнейшая судьба конкурсных работ, в том числе тех дневников, которые будут объявлены победителями?
– Разумеется, победители получат призы. И будут участвовать всей семьей в обучающе-развлекательных мероприятиях Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, которые пройдут как в этом году, так и в следующем. Что касается самих дневников, то как я и говорила ранее, мы планируем опубликовать их на официальном сайте Фонда и в социальных сетях.
Кроме того, мы хотим издать и распространить сборник, адресованный уже состоявшимся и потенциальным приемным родителям, специалистам служб сопровождения приемных семей, а также всем неравнодушным гражданам нашей страны. Нам кажется, что правдивые и искренние истории не только окажут поддержку приемным родителям и тем семьям, которые только задумываются о принятии ребенка в свою семью, но и помогут российскому обществу пересмотреть свой взгляд на институт приемного родительства.
К сожалению, приемная семья до сих пор воспринимается в России не совсем адекватно. Или таких родителей считают героями, которым нужно вручать награды, или людьми «не от мира сего», либо относят к очень богатым, которые могут позволить себе тратить деньги подобным образом. Существует и другая крайность – нередко приемные семьи причисляют к стяжателям, которые зарабатывают на детях.
Конкурсом дневников приемных семей «Наши истории» мы хотим показать, что на самом деле это обыкновенные семьи и обыкновенные родители, которые не смогли остаться безучастными к судьбам ребят, проживающих в интернатах, детских домах, домах ребенка. Они готовы сделать все, чтобы у каждого ребенка в нашей стране был свой дом, своя семья и близкие люди, в любой момент готовые прийти на помощь и оказать поддержку.
– Планирует ли Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко сделать конкурс дневников приемных семей «Наши истории» ежегодным?
– Очевидно, что однажды проведенный конкурс не сможет сдвинуть с места такую махину, как общественное мнение. Я думаю, «Наши истории» обязательно станут ежегодными. Более того, мы обязательно постараемся получить обратную связь от семей, которые приняли участие в Конкурсе, от тех, кто по каким-либо причинам пока не смог в нем поучаствовать, а также от специалистов и экспертов.
Это нужно для того, чтобы при необходимости внести изменения в Конкурс и постараться сфокусировать внимание на сложных вещах, которые не так просто решаются, но благодаря номинациям, могут быть рассмотрены под другим ракурсом. Уверена, такой подход будет способствовать более эффективному решению проблемы социального сиротства.
Шипилов Тимофей
Фото: timchenkofoundation.org