logo

Александра Славянская: мы стараемся помогать всем, кому можем помочь

В этом году благотворительный фонд «Счастливый мир» отмечает свой 10-летний юбилей. Это немалый срок, потому что история фонда – это прежде всего, история его подопечных. За минувшее десятилетие многие сотни тяжело больных детей из разных уголков нашей страны получили не только материальную помощь на приобретение лекарств, медицинского оборудования, лечение в России и за границей, но и психологическую поддержку. При внимательном, чутком отношении к ребенку и его родителям шанс на выздоровление очень высок, и когда эта победа одержана, с ней не сравнится ни одна другая. Ведь она позволяет сохранить самое ценное, что есть у человека – жизнь.

Накануне празднования этой памятной даты корреспондент социального портала «Я-Человек» побеседовал с Александрой Славянской, президентом благотворительного фонда «Счастливый мир».

– Расскажите, как вы пришли к благотворительности? Как правило, у каждого своя история, свои причины или, возможно, определенные ключевые моменты в жизни. Каким был ваш путь?

– Должна сказать, что в этом плане я благополучный человек. Стыдно признаться, но не было никаких трагических историй, связанных со мной или с моими родственниками, которые привели бы меня в благотворительность. И если бы в один из дней подруга не попросила отвезти продукты для больного ребенка в Российскую детскую клиническую больницу, возможно, я никогда не пришла к благотворительности. Но все получилось именно так, и сначала я начала заниматься благотворительностью в качестве волонтера, а затем как руководитель фонда «Счастливый мир». Так что в некотором смысле – это судьба.

– Александра, вы занимаетесь помощью детям и сбором средств в пользу подопечных Фонда в свободное от основной работы время. Как удается совмещать столь ответственные должности?

– Их удается совмещать с трудом, но при старании это вполне возможно. Благотворительность не является для меня работой и не рассматривается как дополнительная нагрузка. Это в некотором смысле хобби, полезная общественная деятельность, которая, в том числе, дает мне силы для того, чтобы я и дальше продолжала заниматься своей основной работой.

– Какими, на ваш взгляд, основными качествами должен обладать человек, чтобы успешно руководить благотворительным фондом?

– В первую очередь он не должен воспринимать себя человеком с большой буквы. Он должен понимать, что занятие благотворительностью – это прежде всего возможность сделать что-то не столько для других, сколько для самого себя. Потому что когда ты помогаешь, приобретаешь огромное количество жизненного опыта, положительных эмоций и, как ни странно это звучит, в некотором смысле улучшаешь свою жизнь и «поправляешь карму». Чтобы успешно заниматься благотворительными проектами, на мой взгляд, нужно воспринимать их именно таким образом. И разумеется, необходимо обладать колоссальным терпением и понимать: далеко не все, что тебе хочется исправить в жизни, можно изменить одним движением. Нужно всегда помнить о том, что ты не всесилен, и многое решается в «небесной канцелярии».

– 10-летний юбилей – важный рубеж для любой российской организации. Какие яркие моменты, проекты или достижения «Счастливого мира» вам запомнились больше всего и почему?

– Вы знаете, мне сложно выделить какие-то отдельные инициативы, потому что проекты Фонда – это наши дети. Я помню практически каждого ребенка, которому мы помогали, и с каждым из них связаны свои моменты – как яркие и радостные, так и печальные. Поэтому сказать, что мы делали нечто и именно это было центром нашей деятельности, было бы неправильно. Каждый день происходит что-то новое, и в рамках того или иного проекта мы встречаемся с детьми, волонтерами, врачами. В нашей деятельности очень мало случайных людей, поэтому каждая из этих встреч по-своему интересна.

– У всех есть взлеты и падения. Были ли в истории Фонда такие ситуации, когда вам хотелось вернуться назад и что-либо изменить?

– Наверное, нет. Я не могу вспомнить ни одной ситуации, в которой сейчас повела бы себя как-то иначе… Не могу вспомнить падения, точно так же, как не могу вспомнить и взлеты. Как я уже говорила, у нас мало случайных людей, и я благодарна всем, кто был со мной эти десять лет, и очень рада тому, что у меня есть возможность работать в таком коллективе.

– Есть ли у «Счастливого мира» особые принципы и ценности, отличные от убеждений коллег по благотворительности, которых Фонд всегда старается придерживаться в работе?

– Несмотря на то, что наши коллеги по благотворительности очень разные и у всех свои принципы и ценности, было бы неправильно говорить о том, что мы принципиально отличаемся. Я думаю, нашей отличительной чертой является то, что мы стараемся помогать всем, кому можем помочь. Уставные цели Фонда подразумевают помощь детям с онкологическими и различными тяжелыми болезнями, но тем не менее, когда к нам попадают взрослые, мы тоже стараемся по мере возможности им помочь. У нас были случаи, когда мы помогали еще нерожденным детям или детям с непрофильными заболеваниями, хотя вроде бы, по уставной деятельности не имеем право этого делать. Но если у нас есть ресурсы и есть средства, мы стараемся сделать все, что от нас зависит. Наверное, именно этим мы и отличаемся, потому что большинство коллег по благотворительности все же концентрируются на каком-то одном направлении деятельности.

– Как повлияла на деятельность Фонда непростая политическая и экономическая ситуация, сложившаяся сегодня в России?

– Тяжело повлияла. У нас стало меньше пожертвований, хотя, конечно, сейчас с этим сталкиваются все благотворительные фонды. Но что поделать? Ситуация такая, какая есть, и я считаю – делай, что должен и будь, что будет.

– Считаете ли вы нынешний кризис проблемой или, напротив, возможностью для развития российской благотворительности?

– Знаете, не могу рассматривать кризис в качестве возможности развития российской благотворительности. Я не хочу, чтобы российская благотворительность развивалась, я хочу, чтобы она сокращалась. Мечтаю о том, чтобы через какое-то время в нашей стране вообще не было благотворительности в области медицинской помощи, и государство наконец-то начало заниматься своими прямыми функциями – лечить людей, учить их, защищать. А деятельность благотворительных фондов была бы направлена, например, на помощь талантливым детям или, скажем, помощь в сложных и неожиданных жизненных ситуациях. Мне бы очень хотелось, чтобы кризис как можно скорее закончился, и мы начали движение к этому светлому будущему.

– История добрых дел в каждом из государств мира складывается многими десятилетиями. Наша страна лишь в начале процесса формирования принципов филантропии. Какие, на ваш взгляд, необходимы перемены в обществе, чтобы Россия вышла на качественно новый уровень развития благотворительности?

– Я думаю, требуется привычка, традиция. Помните старый анекдот про американца, который приехал в Англию, увидел прекрасный газон и спросил: «Как этого добиться?» На что получил ответ, что совсем несложно: просто поливайте его два раза в день, раз в неделю стригите машинкой и через триста лет у вас будет такой же газон. С российской благотворительностью примерно та же история. За последние 70 лет традиции совершать добрые дела практически не было, и сейчас просто должно пройти время, чтобы люди привыкли к тому, что благотворительность существует, что она необходима, и это вовсе не мошенничество, а обычная практика, которой занимаются нормальные, честные люди.

Когда мы придем к тому, что сейчас происходит в столь нелюбимой нашей прессой Америке, где человек считает нормальным перечислять 5-10 долларов в месяц на благотворительность, ситуация изменится. Пока же для россиян благотворительность в большей степени является эмоциональной акцией: увидел, проникся, пожалел и сразу дал много денег, сделав что-то значимое. Да, это работает, но, к сожалению, не так эффективно, как система. Опыт показывает, что 5 долларов каждый месяц сделают больше, чем душевные порывы. Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы мы их не утратили, но и система тоже должна быть.

– Что бы вы пожелали коллегам по благотворительности, а также всем тем неравнодушным россиянам, которые несмотря ни на что, считают своим долгом помогать нуждающимся?

– Недавно я вернулась с семинара, где было очень много волонтеров и благотворителей, работающих в сфере оказания помощи детям. И увидела, что большая часть этих людей, которые очень хорошо относятся к пациентам, врачам и тому делу, которое они делают, совершенно не жалеют себя. Я хотела бы пожелать всем неравнодушным людям и тем, кто занимается благотворительностью, всегда помнить о том, что жизнь – это удивительный дар и великая ценность. Важна каждая жизнь, поэтому нужно не только спасать жизни других людей, но и беречь свою собственную. Пусть они будут счастливыми и любят как других людей, так и себя.

 

Шипилов Тимофей
Фото предоставлены фондом «Счастливый мир»