logo

Выпускники 2015 года напишут итоговое экзаменационное сочинение

Выпускное сочинение возвращается. Начиная с 2014/1015 учебного года, российские школьники наряду с ЕГЭ напишут творческую аттестационную работу. Вполне возможно, что на этом экзамен не закончится – выраженные на бумаге мысли потребуется защитить перед коллегией. Соответствующее постановление вынес глава российского правительства Дмитрий Медведев, поручив министру образования и науки Дмитрию Ливанову обеспечить разработку стандартов аттестации.

Для одиннадцатиклассников, которые заканчивают школу в этом году, ничего не изменится. Аттестация будет проходить в привычном режиме Единого государственного экзамена. Но уже весной 2015 года все российские выпускники напишут итоговое сочинение, результаты которого вместе с оценками ЕГЭ будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Кроме того, при зачислении в вузы приоритет будет отдан тем абитуриентам, которые лучше умеют писать тексты, даже если это будущие химики или инженеры. Впрочем, есть вероятность того, что для «технарей» сочинение будет оцениваться по системе «зачет – не зачет».

Согласно перечню «Поручений Минобрнауки России во исполнение перечня поручений Президента России по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 года», до 14 июля 2014 года Министерство образования и науки должно завершить проработку вопроса с итоговым экзаменационным сочинением. Ведомству предстоит решить, как именно выпускники образовательных учреждений будут выполнять эту творческую работу.

О необходимости возврата к данному виду аттестации говорил президент России Владимир Путин в декабрьском послании Федеральному Собранию РФ. «Обеспечить, начиная с 2014/2015 учебного года учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций наряду с результатами Единого государственного экзамена при приеме в образовательные организации высшего образования», – цитирует документ «Российская газета».

Напомним, итоговое сочинение было отменено в 2009 году в связи с введением в российских школах ЕГЭ. Позже вопрос о его возвращении неоднократно поднимался чиновниками, экспертами, преподавателями и деятелями культуры. Так, в декабре 2012 года к президенту обратился Александр Шолохов, внук известного писателя, который попросил главу государства «сделать литературу и историю, основы духовного и патриотического воспитания такими же обязательными предметами, как математика и русский язык».

Год спустя с инициативой вернуть в школы итоговое сочинение выступил Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации. Чиновник отметил, что возврат этой традиции будет способствовать повышению мотивации к изучению русского языка и литературы. «Возможны изменения в форме сочинения в самом ЕГЭ, возможно и то, о чем идет речь в поручении президента, когда итоговая аттестация будет проводиться по результатам публичной защиты индивидуального проекта в форме сочинения», – цитирует РБК речь Дмитрия Ливанова.

Преподаватели русского языка и литературы поддержали возобновление утраченной традиции проведения итогового сочинения. Тем не менее, они отметили: учителя-филологи будут испытывать повышенную нагрузку, поскольку на них ляжет ответственность за подготовку сразу к двум выпускным испытаниям – вновь введенному сочинению и обязательному ЕГЭ по русскому языку, который никто не отменял. Поэтому в ближайшем будущем преподавателям предстоит не только ликвидировать пробелы в грамматике и орфографии, но и научить выпускников школ обобщать прочитанный материал, выражать мысли, а также грамотно аргументировать свои высказывания и точку зрения.

«Многие из школьников знают, что для получения тройки необходимо «прорешать» тестовую часть ЕГЭ, и эта оценка станет проходной. Родители нанимают репетиторов, которые натаскивают ребят. Конечно, при этом никакого внимания развитию речи не уделяется», – цитирует «Приморская газета» Елену Толкачеву, учителя русского языка и литературы владивостокской школы № 19. – «Но если школьники будут знать, что в одиннадцатом классе их ожидает четыре часа один на один с листочком бумаги, то наверняка будут больше читать, стараться мыслить, слушать на уроках, где подробно разбирается каждое произведение».

Шипилов Тимофей
Фото: azerbaycanegitim.net, grafoformacion.com