logo

«Уроки доброты» в московских школах

В московских школах стартовал новый цикл «Уроков доброты» – занятий по пониманию инвалидности. Они организованы по инициативе РОИИ «Перспектива» и проводятся с 1997 года. Первые в этом учебном году уроки состоялись в 518-й школе, во втором и двух четвертых классах. Обязательное условие таких занятий заключается в том, что их ведут люди с ограниченными возможностями здоровья, прошедшие специальную подготовку.

518-ю школу посетили Юлия Симонова, которая передвигается на коляске, и Дмитрий Данилин, использующий костыли из-за травмы позвоночника. Ведущие «Уроков доброты» рассказали ученикам о своей инвалидности, объясняя при этом, что главная проблема не в их нарушениях здоровья, а в отношении сограждан и особенностях окружающей среды, которая далеко не всегда приспособлена к потребностям и свободной жизнедеятельности людей с инвалидностью.

Юлия рассказала школьникам о том, что передвигается на коляске с десяти лет, поскольку при занятиях гимнастикой неудачно упала и сломала позвоночник. Она подчеркнула, что инвалидность не мешает ей работать, путешествовать, управлять автомобилем, заниматься плаванием. Беседа получилась плодотворной и доверительной, а ведущая подробно отвечала на самые непростые и откровенные вопросы ребят: что вы чувствуете, когда передвигаетесь на коляске, как справляетесь, когда высокие бордюры или нет пандуса, как удается плавать, несмотря на проблемы со здоровьем.

В разговоре также были затронуты сложности, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью в повседневной жизни. Уже в четвертых классах школьники уверенно отметили недоступность большинства станций метрополитена, высокие бордюры, отсутствие пандусов во многих подземных переходах. Но были перечислены и позитивные изменения в городской среде, делающие жизнь людей с инвалидностью легче и проще – тактильную плитку для незрячих на тротуарах, светофоры со звуковыми сигналами, бегущую строку, виброзвонки, специальные навигаторы.

Кроме того, в ходе урока дети в игровой форме оценили и примерили на себя различные ситуации, в которых может оказаться человек с ограничениями по здоровью. Школьникам предложили пройти по классу с завязанными глазами в одиночку и в сопровождении одноклассника, надеть и застегнуть пиджак одной рукой. Были как потешные моменты, когда ребята неловко пытались закинуть пиджак на плечо, так и серьезные. Когда одна из учениц призналась, что идти по классу с повязкой на глазах было страшно, многие притихли и задумались.

Разговор шел и о том, как человек с ограничениями по здоровью может заниматься спортом. Ведущий Дмитрий рассказал, что незрячие люди тоже могут играть в футбол. Для этого используется специальный мяч, внутри которого множество маленьких мячиков. Они издают характерный шелестящий звук, благодаря которому футболисты с нарушениями зрения легко могут определять положение мяча. Старшие школьники тут же вспомнили другие виды спорта, доступные инвалидам, а также триумфальное выступление российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сочи. Подводя итоги этой части занятия, ребята пришли к общему мнению: людям с инвалидностью обязательно нужно помогать, но сначала необходимо узнать, нужна ли помощь, и если да, то какая именно.

Для каждой из возрастных групп, принимающих участие в «Уроках доброты», специалистами РООИ «Перспектива» разработаны свои методики проведения таких занятий. В их основу положен более чем семнадцатилетний опыт работы в данном направлении. Только в 2013 учебном году организация провела «Уроки доброты» в 24 московских школах для двух с лишним тысяч учащихся с 1 по 8 классы. Сегодня занятия по пониманию инвалидности проходят в 20 городах Российской Федерации и пяти городах государств СНГ.

«Эти занятия способствуют продвижению в школах понятия инклюзии, готовят детей к приходу в класс сверстников с инвалидностью, облегчают понимание целей совместного обучения детей с инвалидностью и без», – подчеркнула ведущая уроков Юлия Симонова, сотрудник РООИ «Перспектива». – «И это очень хорошо, что недавно проведение таких занятий поддержал президент страны Владимир Путин. Думаю, многие общественные организации, защищающие права людей с инвалидностью, могли бы перенять опыт «Перспективы».

По окончании «Урока доброты» все ребята получили домашнее задание – рассказать об этих занятиях своим родным и близким и узнать, что они думают о людях с ограниченными возможностями здоровья и их проблемах.

 

Шипилов Тимофей
Фото: perspektiva-inva.ru