В феврале Министерством образования и науки России были утверждены новые государственные образовательные стандарты – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью. Положения этих документов вступят в силу с 1 сентября 2016 года. Какие изменения ожидают учебные заведения и каждого ребенка с инвалидностью?
Нормы государственных стандартов распространяются на следующие категории обучающихся: слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.
В основу документов положены нормы Конституции РФ и законодательства России, Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, а также многолетний опыт, наработанный в разных регионах страны. В широкой общественности новые стандарты уже получили название «инклюзивных». Они представляют собой набор обязательных требований при реализации адаптированных программ в учебных заведениях. Прежде всего, они регулируют структуру, условия и предполагаемые результаты учебной деятельности.
Содержанию принятых стандартов и проблемам их внедрения в образовательную практику было посвящено специальное ток-шоу, на котором присутствовали представители федеральной и региональной власти, специалисты и эксперты. Они ответили на вопросы о том, как новые нормы должны отразиться на жизни конкретного ребенка с инвалидностью и его родителей, к каким позитивным переменам нужно быть готовыми.
Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отметил, что стандарты прописывают, как на практике можно добиться того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не были дискриминированы, чтобы у них были такие же возможности, как у их здоровых сверстников. Самая ответственная стадия – внедрение новых норм. Для конкретного ребенка и родителя стандарты начнут работать лишь тогда, когда в учебных заведениях будут созданы соответствующие условия. В некоторых регионах России внедрение уже началось, а где-то еще предстоит огромный труд по созданию материальной базы и подготовке педагогического состава. Задача властей – реализовать проект максимально успешно и превратить прописанные на бумаге положения в реально действующие.
Ирина Терехина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, пояснила, что задача соответствовать требованиям «инклюзивных» стандартов стоит перед каждым образовательным учреждением, находящимся на территории России. Она предполагает создание соответствующих материально-технических условий и кадровую подготовку. Данную работу сейчас должны начать все без исключения регионы, и у них есть больше года на то, чтобы выполнить ее успешно.
Лариса Фальковская, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, отметила еще один важный аспект внедрения новых стандартов. Региональные власти должны четко понимать, сколько детей и с какими особенностями здоровья нуждаются в специальных условиях получения образования. Исходя из этих данных, чиновники должны обеспечить все необходимые условия, причем с учетом того, что родителям должно остаться право выбора образовательного учреждения. Они могут отвести своего ребенка как в специальную коррекционную школу, так и в общеобразовательную. Каждая семья первоклассника вступит в открытую коммуникацию с психолого-педагогическим составом конкретного учебного заведения, причем делать это нужно не 1 сентября 2016 года, а намного раньше.
Авторы новых образовательных стандартов сегодня воздерживаются от заявлений о том, что все без исключения школы России к 2016 году будут соответствовать новым требованиям. Власти формулируют свою задачу так: поэтапно, избегая необдуманных действий, идти к тому, чтобы все больше учебных заведений могли отвечать нормам инклюзивного образования. В результате и техническое оснащение, и уровень подготовки преподавательского состава в российских школах должны достичь того уровня, чтобы в них могли учиться дети с любой формой инвалидности. Но на это потребуется время и большая работа, которую совместно готовы проделать и чиновники, и представители экспертного сообщества.
Ирина Гончарова
Фото: ria.ru, kazan-day.ru