logo

Конференция «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения»

В рамках IХ Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения». Организатором и инициатором события выступило Министерство образования и науки РФ, исполнителем – Российский университет дружбы народов. В рамках этого мероприятия теоретики и практики обсудили актуальные проблемы российской системы образования, в частности, методы и возможности привития подросткам культуры здорового образа жизни.

Конференция объединила на одной площадке представителей органов власти, общественных организаций, научных и экспертных кругов. Мероприятие посетили специалисты Российской академии образования, а также видные государственные деятели: Вениамин Каганов, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, Ильдар Гильмутдинов, депутат Госдумы РФ, член Комитета по образованию Государственной Думы РФ, Фарис Харисов, председатель экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете по образованию Государственной Думы РФ, руководитель Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования.

Всего для участия в Конференции зарегистрировалось более 500 человек. Это представители более чем 20 регионов страны. Мероприятие посетили специалисты из Санкт-Петербурга, Белгорода, Тюмени, Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска и многих других городов.

Конференция объединила в себе целый ряд интересных и значимых событий:

  • Всероссийское совещание для работников системы образования по вопросам организации системной деятельности в области укрепления и охраны здоровья, формирования культуры здорового образа жизни обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Презентации проектов финалистов общероссийского конкурса в области внедрения физкультурно-спортивного комплекса ГТО, объявленного ранее Министерством образования;
  • Мастер-классы по различным направлениям здоровьеориентированной деятельности педагога;
  • Пленарные заседания, посвященные различным аспектам социализации, и многое другое.

Подробнее о Конференции социальному порталу «Я-Человек» рассказала Татьяна Леван, научный сотрудник Института медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов, кандидат педагогических наук, доцент, автор программ в рамках курсов повышения квалификации по программам подготовки тьюторов здорового образа жизни.

Наша конференция носит психолого-педагогическую направленность. Но вместе с тем мы заявили проблему формирования культуры здоровья детей в контексте социализации. Эту роль сегодня выполняет любой социальный институт, а не только институт образования. Мы убеждены, что любой медик должен знать, как разговаривать с ребенком, каким образом взаимодействовать с ним, чтобы привить ему здоровый образ жизни. Такими знаниями должны обладать и родители, и учителя, и социальные работники.

Поэтому, несмотря на педагогический характер конференции, она интересна широкому кругу специалистов. У нас в зале были не только учителя и воспитатели детских садов, но и библиотекари, заведующие столовыми, школьные медики, сотрудники центров социальной поддержки.

Мы постарались сделать программу разнообразной, чтобы осветить различные аспекты социализации. В большом зале шла речь о том, как сформировать у ребенка культуру восприятия информации, чтобы он не перегружался различными сведениями, умел видеть главное и второстепенное, системно подходить к работе с данными, планировать свою деятельность. Это очень важно, ведь избыток информации — актуальная проблема современной действительности.

Также у нас поднимались вопросы социальной безопасности. В частности, разные аспекты взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мы рассмотрели их коммуникации не только с педагогами, но и с обществом в целом.

Не секрет, что институт образования передает подрастающему поколению социальные ценности. Школа и детский сад – это те места, где ребенок познает модели взаимоотношений в действии. Социализирующую функцию несет не только учебный процесс, но и само взаимодействие взрослых и детей в рамках образовательных организаций.

На Конференции мы говорили о содержании здоровьеформирующей деятельности в школе, показывали педагогам конкретные программы и методы работы. Так, состоялся очень интересный мастер-класс Ларисы Борисовны Дыхан из Южного федерального университета. Она говорила о том, как мотивировать детей к здоровому образу жизни. Если в семье это не практикуется, учителю очень сложно переломить ситуацию и заложить в ребенке личное стремление к решению данной проблемы. Лариса Борисовна показала конкретные приемы, как не только учитель, но и любой взрослый человек, может оказать позитивное воздействие.

На пленарных заседаниях поднимались вопросы готовности педагога к тому, чтобы по-новому посмотреть на формирование культуры здоровья. Не секрет, что здоровьесберегающую деятельность многие преподаватели не воспринимают как свою обязанность. Мы обсуждали, как ее интегрировать в каждый урок, а не только в занятия физкультурой и биологией. Мы показывали и рассказывали, как обязанность каждого учителя этим заниматься отражена в нормативно-правовой базе, что реально могут сделать педагоги в рамках своей практики.

Культура здоровья – это не только наше тело. Но и эмоциональное благополучие, психологическое социальное, интеллектуальное состояние, умение конструктивно общаться с окружающими, положительное восприятие самого себя, а также умение не быть объектом манипуляции и мировоззрение, построенное на приоритете здоровья. Большая часть всего названного связана с воспитанием ребенка, поэтому формирование культуры здоровья – это не уроки физкультуры, хотя они тоже важны, это в целом весь процесс развития личности. Его результат – готовность ребенка к здоровьеориентированной деятельности.

В достижении этого результата может принять участие любой педагог, даже не упоминая при этом слово «здоровье». Дети устали от этого, они реагируют на термин «здоровье» неоднозначно, ассоциируя его с отказом от курения и правильным питанием. К сожалению, у нас в школах все оценивается по количеству проведенных мероприятий, а их качество и результат мало кого интересуют.

Если учитель имеет осознание, что здоровье – это важная часть нашей жизни, что наше поведение и образ мысли должны быть здоровьесозидающими, то есть несущими что-то позитивное в мир, то он понимает культуру здоровья целостно. Это осознание нужно вкладывать в головы ученикам. Это долгий процесс, но перестройка всегда должна начинаться с педагогов.

Среди посетителей нашей конференции было много слушателей Всероссийских курсов повышения квалификации, которые организовало Министерство образования и науки РФ. Это глобальный проект, охвативший около 50 регионов. Курсы дистанционные, их проходят более 2 800 человек. Они посвящены тематике тьютора здорового образа жизни. Это очень интересная тема, связанная с индивидуальным подходом к формированию культуры здоровья. Только такой подход эффективен и позволяет научить детей тому, что они реально могут применить без ущерба здоровью.

В рамках курсов уже состоялись очные сессии в нескольких городах: Белгороде, Тюмени, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве. Все их слушатели будут обучены тому, чтобы нести полученную информацию дальше в педагогические массы. Интерес к проекту проявили специалисты всех уровней образования: и дошкольного, и общего, и администрация, и психологи, и учителя высшей школы.

Мы надеемся, что новая информация станет подспорьем для педагогов. Уже сейчас мы получаем отклики от специалистов, что благодаря нам они сумели увидеть научную основу своей деятельности и теперь могут обосновывать свои методы работы на административном уровне.

Результат работы Конференции и Всероссийского совещания – проект методических рекомендаций по формированию культуры здоровья для образовательных организаций. Он собран на основе анализа всех выступлений, комментариев и высказываний. Нашу работу инициировало Минобразования, и мы обязательно будем ее активно продолжать.

 

Ирина Гончарова
Фото: ligazn.ru