Один из важнейших моментов в биографии каждого человека – точка перехода от подросткового состояния, когда он ни за что не несет ответственности, к состоянию взрослого. Вчерашний школьник должен выбрать будущую профессию, которой придется заниматься всю жизнь, и здесь легко допустить ошибку: принять минутное увлечение за призвание, а затем разочароваться и растеряться. Деловая игра «Мегаполис», придуманная образовательным центром «Альфавиль», поможет примерить личностные качества подростков на различные профессии и сделать правильный выбор.
Школа – значительный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, а также формируются умения, навыки и личностные качества, необходимые при выборе будущей профессии. В то же время, считают авторы игры, начиная с восьмого класса обучение сводится к натаскиванию к Единому государственному экзамену и никак не пригодится выпускнику в реальной жизни. Что касается решения более важного вопроса о выборе профессии, то на него не хватает ресурсов ни у ребенка, ни у родителей, ни у школы, и обычно ситуация выглядит следующим образом: «Тебе исполнилось N лет и ты уже взрослый? Выбирай-ка, кем хочешь быть!»
«Чему учат детей в средних школах? Разному. Но если оценивать в общем, учат без оглядки на жизненную необходимость. Это просто начальная теория, зачастую не слишком востребованная после получения аттестата, – считает управляющий партнер образовательного центра «Альфавиль» Анна Цепляева. – Если упрощать до необходимого минимума, то человеку для нормальной жизни нужно всего три компетенции: умение учится самостоятельно, умение коммуницировать, умение находить и анализировать информацию». |
По мнению Анны Цепляевой, абсолютное большинство детей не задают вопросы. Спрашивая о чем либо, ученик показывает собственное незнание, в то время как в школе нужно запоминать и отвечать дословно. Таким образом, школьник не развивает умение учиться самостоятельно. Не лучше обстоят дела и с умением коммуницировать. Школа в большей степени дает знания, чем навыки общения, поэтому основным источником обычно является семья, программы дополнительного образования (лагеря и тренинги) и, если повезет, старшие товарищи, обладающие необходимым опытом. Не учат в школе и умению находить, а также анализировать информацию. Вся информация дается в готовом виде с готовыми выводами, и ученику остается лишь запомнить ее и надеяться на хорошую память.
Сталкиваясь с необходимостью выбора будущей профессии, школьники и их родители нередко оказываются во власти противоречивых эмоций. Возлагая надежду на то, что ребенок уже взрослый и может принять решение самостоятельно, в то же время родитель опасается отсутствия у него необходимого опыта, позволяющего сделать правильный выбор. Эти опасения справедливы, поскольку необходимые выпускнику навыки и компетенции не получили должного развития в средней школе. Важность момента, который окажет существенное влияние на дальнейшую жизнь подростка, способствует поддержанию высокого градуса напряженности и часто приводит к ошибочным решениям.
«Мы придумали, как помогать и детям, и родителям целенаправленно, как подойти к решению задачи, никого не напрягая дополнительно. Легко и увлекательно для детей и не трудно для родителей», – подчеркнула управляющий партнер образовательного центра «Альфавиль» Анна Цепляева. |
Деловая командная игра «Мегаполис» позволяет подростку примерить свои личностные качества на профессии, существующие в большом городе. Ценный опыт, полученный ребенком в ходе игрового процесса, может оказаться разным. Не исключено, что опробовав на практике тот или иной вид будущих занятий, его выбор изменится, и он убедится: профессия, на которой настаивали родители, и в самом деле подходит ему больше.
В игре подросткам помогают опытные профессионалы, специалисты различных отраслей и сфер деятельности. Вместе с детьми они строят мегаполис – работающий город со всеми его функциями и службами. Участвуя в процессе, подростки учатся работать в команде, осваивают способы самоорганизации и самопрезентации, развивают нестандартное мышление, коммуникабельность и гибкость в общении. Они овладевают умением находить и анализировать информацию, а также одним из самых главных навыков, незаменимым в дальнейшей жизни, – ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению.
Одной из особенностей проекта является его социальная направленность. Он помогает молодым согражданам найти любимое дело, а это, в конечном счете, выгодно каждому из нас. Через десять лет вчерашние подростки активно включатся в общественную, политическую и экономическую жизнь страны, и именно от них будет зависеть наше будущее. Какими станут они, таким станет и общество.
Каждый взрослый человек понимает: любое большое мероприятие требует определенных финансовых затрат, даже при участии энтузиастов и волонтеров. Организаторы напоминают, что проект является пилотным, поэтому сегодня участие в игре продолжительностью 2,5 дня предлагается по цене чистых затрат и ничего лишнего. Вы помогаете проекту, он помогает вам и вашему ребенку.
В проекте можно принять участие, даже если ваш ребенок еще маленький или дети пока только планируются. В правой колонке официальной страницы игры «Мегаполис» подготовлено множество интересных, полезных и смешных наград и, возможно, это именно то, чего вам не хватало.
Кроме того, организаторы игры хотят поддержать подростков из детского дома «Молодая гвардия» и помочь им в поиске своего призвания. В конце сентября 2016 года планируется провести «Мегаполис» на территории воспитательного учреждения, и каждый может поддержать эту инициативу, купив награду «Один к одному». Оплатив ее, вы приобретете игру не только для своего ребенка, но и для воспитанника детского дома.
Справка:
Образовательный центр «Альфавиль» работает с 2000 года. За это время придумано, организовано и проведено около 45 зимних и летних лагерей для детей из России, Белоруссии и Украины, а также порядка 50 походов с детьми в Крым, Карелию, на Байкал, в Краснодарский край и другие живописные уголки России. Центр провел более 70 тренингов личностного роста для детей и подростков, около 50 лидерских программ для подростков от 8 до 17 лет, реализовал более 50 благотворительных проектов, организованных вместе с детьми и подростками.
С 2014 года образовательный центр «Альфавиль» является экспертом Общественной палаты Российской Федерации и партнером форума «Сообщество». Создатели и руководители «Альфавиль» Анна Цепляева и Олеся Шматко – профессиональные психологи с большим практическим опытом работы с детьми и подростками.
Шипилов Тимофей
Фото: facebook.com/AlphaVilleRU