logo

В Москве дали новый старт развитию школьного туризма

Двухдневная конференция, организованная Москомтуризмом и посвященная развитию школьно-образовательного туризма, собрала в Москве более 70 специалистов из 48 регионов России, а также представителей федеральных и региональных властей, ответственных за развитие туризма, транспортных и туристических компаний, объектов показа – всего более 120 человек.

В ходе форума было что обсудить. Ведь «школьный» туризм – с одной стороны, турпродукт чрезвычайно востребованный: как отметила зампредседателя Москомтуризма Ирина Руденко, только школьные туры в Москву составляют львиную долю детских экскурсионных программ. Эти туры весьма разнообразны: их продолжительность от 1 до 7 дней, они включают как собственно экскурсии, так и целые образовательные программы, причем цены на все турпродукты вполне доступны. С другой же стороны, как заметил генеральный директор компании «Роза Ветров» Сергей Зенкин, этот сектор туристического рынка, увы, пока страдает от частого непрофессионализма его участников, от отсутствия системного подхода к работе и от единства взглядов сообщества на то, как надо строить работу со школьниками.

Решению проблем и представлением новых моделей школьного туризма и была посвящена эта конференция – первая, кстати, в Москве подобного масштаба. «Конечно, круглые столы на «школьную» тему Москомтуризм проводил неоднократно, нами собрана обширная база данных объектов, которые готовы принять школьников, туристических компаний. Сегодняшняя конференция посвящена итогам, которые были достигнуты и которые позволят всему сектору школьного и образовательного туризма сделать шаг вперед», – сказала на церемонии открытия Ирина Руденко.

Итоги просты и наглядны – им, в частности, был посвящен первый день конференции, прошедшем в Геологическом музее имени В.И. Вернадского. На нем была представлена модель этого вида туризма на примере Москвы. Ее представила гендиректор компании «Интерс» и глава объединения туроператоров «Мостурпул» Татьяна Козловская – это программы «Московские уроки», «Московские каникулы» и «Москва плюс», которая, помимо столицы, включает экскурсии по городам России. Суть всех трех проектов проста – это визуализация школьной программы в ходе экскурсий по столичным и иным музеям и туристическим объектам, помогающая школьникам не только отдохнуть и развлечься, но и живее воспринять учебный материал.

Принцип всех проектов, инициированных Москомтуризмом в содружестве с туропрераторами и музеями, прост: уроки физики для школьников-экскурсантов проходят в «Экспериментаниуме», уроки истории войны 1812 года – в музее «Бородинская панорама», уроки литературы – в многочисленных московских домах-музеях великих русских писателей. Презентация программ «Московские уроки», «Московские каникулы» и «Москва плюс», опыт которых, по словам Т.Козловской, уже применяют туроператоры Байкальского региона, прошла очень живо и интенсивно, с разбором деталей всех трех программ, обсуждением механизмов встраивания музейных экскурсий в школьные программы, с примерами распространения подобного подхода на другие регионы России.

Главная особенность обсужденных программ – их занимательность, интерактивность. То, о чем в первый день конференции ее участники услышали, было предъявлено им вживую на следующий день в четырех ведущих московских музеях, где специалисты по школьному туризму из 46 российских регионов сами ненадолго стали детьми, как будто пришедшими в музей не на простую экскурсию, а на школьный урок. Так, в музее-усадьбе Л.Н.Толстого в Хамовниках прошел живой урок по творчеству писателя, завершившийся общим чаепитием, в музее занимательных наук «Экспериментаниум» взрослым показывали возможности проведения в этом полностью интерактивном музее школьно- образовательных программ по физике, в музее современной истории презентовали урок недавней истории России. Уроки по астрономии и физике были проведены в московском Большом Планетарии.

По словам заместителя директора Департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Эльмиры Хаймурзиной, конференция в Москве сделала важный шаг вперед в деле развития школьного и образовательного туризма. Сдерживает программу, по ее словам, то, что на уровне субъектов федерации эту работу ведут разные ведомства — где-то ответственные за культуру, где-то за образование, иногда за спорт и молодёжную политикой. Это межведомственное несогласование на региональном уровне создаёт проблемы с точки зрения логистики и менеджмента программ», — отметила она. Также в ходе конференции Э.Хаймурзина сообщила, что в следующем году около 18 тысяч детей из регионов побывают в рамках школьно-образовательных туров в Москве и Санкт-Петербурге за счет средств федерального бюджета.

Информация предоставлена пресс-службой Москомтуризма
Фото: moscomtour.mos.ru