logo

Афиши и плакаты зоопарка: а реклама в СССР все-таки была!

В Московском зоопарке проходит выставка афиш и плакатов, рекламировавших столичный дом зверей еще в прошлом веке. Экспозиция размещается в галерее «ЗОО/ZOO» и называется так: «Советская реклама зоопарка: плакаты 30-80-х годов». Здесь представлены плакаты и фотографии посетителей зоосада с 1947 года и до распада СССР. Причины тому – отнюдь не политические. Выставка приурочена к 150-летию зоопарка, которое будет отмечаться в следующем году.

Найти эту выставку нам с друзьями оказалось не так легко: не туда пошли, не в ту сторону свернули… Наконец, пробравшись сквозь толпу возле детской площадки, мы увидели небольшой оранжевый плакат, с которого на нас призывно смотрела зебра.

Плакаты, которые создавались в советское время, сложно назвать рекламой с точки зрения современности. Это скорее милые картинки, сообщающие о том, что в Москве есть такое прекрасное место, как зоопарк. Очень порадовали фотографии прошлого века, показывающие историю и развитие зоопарка, а также запечатленные «миги» чьего-то счастливого дня.

На тех фото посетители всех возрастов, билетеры и… звери, которые смотрят на вас каждый по-разному. Есть здесь фото с детьми, которые держат в руках скворечники и плакаты, и фото детей рядом с доской, где можно было нарисовать или написать свой отзыв.

В отличие от территории зоопарка, посетителей на выставке было не так много. Крупный бородатый мужчина ностальгически разглядывал зеленый плакат с изображением животных, а девчушка лет четырех на руках у мамы пыталась погладить нарисованного снежного барса. Несколько женщин с умилением рассматривали фотографии советских лет. И все улыбались!

К сожалению, постеров 1930-х увидеть здесь все-таки не удастся: они настолько плохо сохранились, что их решили не экспонировать. Первые плакаты датированы 1947-м годом, но даже в годы войны жизнь зоопарка продолжалась. Выпускались и афиши, которые по указанным причинам, остались в запасниках.

Собственно плакатов на выставке мы насчитали всего 32 штуки: от послевоенных лет и до 1990-х годов. Дело в том, что в 90-е годы рисованный плакат постепенно стал умирать, а потом окончательно уступил место компьютерной графике. Но в последние годы традиция рисованного плаката, похоже, стала возрождаться. Сотрудники галереи полагают, что такая реклама скоро опять «будет в тренде».

Кстати, на выставке, о которой идет речь, можно и самим создать афишу. На стенде в галерее «ЗОО/ZOO» уже размещено немало детских рисунков – звери, звери, звери! А один маленький мальчик просто написал: «Я Никита Бондарь. Доволен фотографиями животных».

И еще. По представленным на выставке постерам и фотографиям можно проследить не только развитие зоопарка и его афиш, но и изменения в жизни самого города. Ведь на плакатах, в самом низу, раньше помещалась надпись, объяснявшая, как добраться до рекламируемого зоосада. Сначала были указаны только номера троллейбусов, автобусов, трамваев. Потом стали фигурировать станции метро: «Краснопресненская», а следом – «Баррикадная».

Полюбовавшись на ретроплакаты, мы отправились к вольерам с животными. Несмотря на хмурую осеннюю погоду, мелкий дождь и явное нежелание большинства животных являть себя на всеобщее обозрение (многие звери прятались в домиках), улыбались все, кто гулял по территории.

Воистину, зоопарк никого не оставит равнодушным! И ни спрятавшийся енот, ни, увы, дурно пахнущий слон, ни горный козел, с упорством поворачивавшийся хвостом к фотоаппарату, не изменят моего мнения.

– Мам, мы идем домой?
– Нет, я хочу на тигров посмотреть.
– Ну, раз так, то потом еще на морского котика посмотрим!

Небольшой диалог между маленькой девочкой и ее мамой, случайно услышанный здесь же, окончательно убедил меня в том, что не я одна разделяю это мнение.

Дарья Дрожженова
Фото: Дарья Дрожженова, moscowzoo.ru