Новый год в России сложно представить без нарядной елки, Деда Мороза, боя курантов и… Снегурочки – персонажа, который не имеет прямых аналогов ни в одной стране мира. Внучка главного зимнего волшебника уникальна и появилась в русском фольклоре после сказки о девочке из снега, которая ожила. Несмотря на то, что изначально она не имела никакого отношения к Новому году, сегодня образ Снегурочки является одной из обязательных новогодних традиций.
Родиной Снегурочки считается Кострома. Согласно одной из версий, в основу истории положен древний славянский обряд проводов зимы и одновременно просьба к силам природы пробудиться от сна. Взывая к плодородию, наши предки сжигали или топили соломенное чучело в реке, а гибель девушки из снега во время прыжка через костер – своего рода «облегченная» версия обрядовой традиции. Именно она легла в основу сказки о Снегурочки.
В литературные персонажи ее перевел Александр Афанасьев, собиратель русского фольклора. В 1867 году он впервые опубликовал сказки о Снегурочке в своем исследовании «Поэтические воззрения славян на природу». Эта работа вдохновила драматурга Александра Островского и, спустя шесть лет, он написал пьесу «Снегурочка», где девушка предстает в хорошо знакомом сегодня образе – бело-голубой одежде с белыми волосами. Любопытно, что она была не внучкой, а дочкой Деда Мороза. Мамой выступила Весна-Красна, не устоявшая перед обаянием зимнего волшебника.
Пьеса Островского заканчивается трагично: оставшись на попечении людей, Снегурочка становится жертвой непонимания и тает при прыжке через костер. Возможно, поэтому произведение драматурга было принято холодно. Неизвестно, как сложилась дальнейшая судьба Снегурочки, если не бы опера композитора Римского-Корсакова, поставленная по пьесе. Она имела оглушительный успех, после чего Снегурочка уверенно стала продвигаться к статусу второго по значимости новогоднего персонажа.
Педагоги дореволюционной России активно использовали образ Снегурочки в сценариях рождественских елок и разыгрывали сценки из пьесы Островского с ее участием. Кроме того, фигурки девушки стали использоваться в качестве елочных украшений. Тем не менее, Снегурочка оставалась второстепенным персонажем вплоть до 1935 года, когда в Советском союзе начали праздновать Новый год официально. Она выступала «правой рукой» зимнего волшебника на утренниках и главным посредником между Дедом Морозом и детьми.
При этом по не вполне понятным причинам она стала не дочкой, а внучкой Деда Мороза и потеряла изначальную склонность к таянию. Кроме того, в те времена Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь затем «подросла». Не исключено, что изменение было вызвано сугубо практическими соображениями, поскольку молодые студентки театральных училищ успешнее справлялись с ролями хозяек детских утренников, чем ученицы младших классов.
В годы Великой Отечественной войны судьба Снегурочки висела на волоске. В отличие от Деда Мороза, этот образ на какое-то время исчез из новогодних праздников. Внучку спасли два известных советских писателя – Сергей Михалков и Лев Кассиль. В начале 1950-х годов они писали сценарии кремлевских елок и сделали Снегурочку обязательной участницей главных представлений страны. С тех пор девушка в бело-голубой одежде стала вторым по значимости новогодним персонажем.
Сегодня Снегурочка известна, любима, самостоятельна и живет в собственной резиденции, расположенной в Костроме. Именно в этих краях Александр Островский трудился над пьесой о девушке из снега. «Терем Снегурочки» – одна из основных достопримечательностей города и по количеству посетителей вполне может соперничать с резиденцией главного Деда Мороза страны в Великом Устюге.
Отметим, что многие продолжают искать аналоги русской Снегурочки в традициях других стран. Кто-то упоминает сомнительный образ супруги Санта-Клауса, кто-то называет германскую и скандинавскую святую Люсию, кто-то проводит аналогии с итальянской Бефаной – женщиной неопределенного возраста, подкладывающей в носки подарки. В качестве примеров также приводят белорусских, украинских, бессарабских и даже казахских сестер Снегурочки, но как бы то ни было, все они являются продолжением одного образа, сформировавшегося в новогодней традиции русской и советской культуры.
Шипилов Тимофей
Фото: bankoboev.ru, karnaval-maskarad.ru, snegurochka-dedmoroz.ru, wikimedia.org