logo

Банки ищут способы отказа от СМС-рассылки

С 1 января 2014 года вступают в силу положения Федерального закона «О национальной платежной системе». Согласно требованиям 9 статьи, кредитные организации обязаны уведомлять держателей пластиковых карт о каждой расходной операции с целью своевременного выявления случаев мошенничества. В связи с этим, клиенты некоторых банков уже начали получать СМС-сообщения с просьбой посетить одно из отделений и подписать дополнительное заявление.

В законе говорится, что кредитные организации должны возмещать сумму операций, совершенных без согласия клиентов, и лишь затем инициировать разбирательство, кто виновен в несанкционированном списании денежных средств. Кроме того, обязанностью банка является обязательное информирование о совершенных транзакциях. Наиболее удобно было бы делать это через СМС, однако в текущей редакции закона отсутствует прямое указание на способ уведомления. Выбор остается за банком и существуют опасения, что он может остановиться на самом некомфортном для клиента способе.

После вступления закона в силу некоторые крупные кредитные организации не исключают полного отказа от СМС-оповещения в пользу информирования клиентов через интернет-банк, сообщает газета «Известия». Это создает существенные неудобства, поскольку большинство россиян заходят в такие системы не чаще одного-двух раз в месяц, и оперативно установить факт мошеннического списания денежных сред с карты не представляется возможным. Кроме того, согласно данным НАФИ, сегодня лишь 20 процентов граждан пользуются услугой интернет-банка.

Издание отмечает, что одна из сотрудниц, как держатель пластиковой карты, тоже получила приглашение посетить офис отделения банка. Ей предлагается подписать заявление с указанием актуального номера мобильного телефона и электронной почты, причем уведомления о расходных операциях будут приходить по указанному телефону или в систему электронного банка. Ключевым моментом является «или», поскольку после подписания документа кредитная организация вправе самостоятельно выбирать способ оповещения.

Кроме того, в заявлении имеется еще одно важное пояснение. Если пластиковая карта будет утеряна или владелец зафиксирует несанкционированное списание, он должен немедленно (не позднее одного дня с момента инцидента) уведомить об этом кредитную организацию в письменной форме. До получения такого документа банк не несет за нарушение никакой ответственности. Получается, что заручившись согласием клиента на уведомления через интернет, существенно возрастает риск не заметить сообщение в личном кабинете не только в течение суток, но и более длительного промежутка времени.

Свою позицию кредитные организации объясняют тем, что операторы сотовой связи, в том числе «МегаФон» и МТС, блокируют СМС-сообщения под предлогом борьбы со спамом. При этом под запрет попадает как рассылка рекламного характера, так и информационные сообщения о проведенных по пластиковым картам операциях. Впрочем, сообщают «Известия», многие банкиры на условиях анонимности признаются в том, что рассылка СМС серьезно увеличивает текущие операционные затраты. Для некоторых они являются существенной статьей расходов и поводом для перевода клиентов в интернет-банк.

Что произойдет, если держатель пластиковой карты желает, чтобы его уведомляли наиболее удобным способом и откажется подписывать навязанное заявление? Банковские эксперты отмечают, что в этом случае не исключена повышенная оценка риска предоставления карты и кредитная организация может отказать в предоставлении услуги. С ними категорически не согласны защитники прав потребителей. По их мнению, односторонний отказ не предусмотрен законом и о подобных нарушениях необходимо немедленно сообщать в Центральный банк и оспаривать в судебном порядке.

Шипилов Тимофей
Фото: ds-russia.ru