logo

Инвалиды по слуху могут водить автомобиль без слуховых аппаратов

В январе 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Этот документ сократил количество медицинских исследований, которые необходимо пройти для получения прав, а также снял ограничение, установленное органами власти в 2012 году, согласно которому люди, страдающие глухотой, не могли водить автомобиль. Данный норматив многие общественные деятели рассматривали как форму дискриминации, ущемляющую права инвалидов по слуху.

Ранее для получения водительского удостоверения человеку необходимо было пройти семь медицинских специалистов. В нынешнем году из этого списка будет исключен хирург. Кроме того, граждане, оформляющие права категории А и В, теперь могут не посещать кабинет лор-врача и невролога. Для них полностью сняты ограничения по слуху. В перечне противопоказаний к вождению транспортного средства остались лишь восемь заболеваний нервной системы и ахроматопсия (дефект зрения, при котором человек не способен различать цвета).

Нельзя отрицать, что многие инвалиды по слуху при получении водительских прав сталкиваются с серьезными трудностями. Именно поэтому данный вопрос взят под особый контроль Всероссийским обществом глухих. В частности, общественная организация приложила огромные усилия, чтобы вступивший в силу запрет на вождение для слабослышащих людей был снят. Представители ВОГ активно участвовали в процессе законотворчества, связанного с определением требований для допуска к управлению транспортными средствами. Они обращались с многочисленными письмами в Минтруд РФ и Минздрав РФ, а Валерий Рухледев, президент ВОГ, неоднократно озвучивал существующие проблемы в своих выступлениях на различных площадках и перед СМИ.

По мнению представителей Всероссийского общества глухих, запреты на вождение автомобиля для слабослышащих граждан не имеют ни научного, ни экспериментального обоснования. Они ущемляют конституционные права людей с ограниченными возможностями здоровья и являются грубой формой их дискриминации, что противоречит нормам Конвенции о правах инвалидов, которую Россия ратифицировала в 2012 году.

В СССР был проведен пятилетний эксперимент, по результатам которого установлено, что глухота не может стать препятствием для управления транспортным средством. На основании данного исследования в 1975 году Министерство здравоохранения приняло приказ, допускающий инвалидов по слуху к вождению автомобиля. До недавнего времени действовал Приказ Минздрава СССР от 1989 года, который устанавливал, что тугоухость не является ограничением для управления авто. Единственное, что требовалось от слабослышащих людей – не реже, чем раз в два года, проходить медицинское освидетельствование.

Всероссийское общество глухих обратилось к властям с просьбой исключить глухоту, в том числе и полную, из списка противопоказаний и во время подготовки проекта Постановления «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». В поддержку представителей ВОГ выступил и главный врач-оториноларинголог ФМБА Минздрава РФ Яков Накатис. Он дал письменное заключение, что инвалиды по слуху способны управлять транспортными средствами и осваивать рабочие профессии.

Министерство здравоохранения РФ прислушалось к этим разумным доводам и как результат, все существовавшие ранее ограничения по получению прав категорий А и В для слабослышащих граждан были сняты.

Таким образом, полностью глухие люди могут водить легковой автомобиль или мотоцикл и при этом не использовать даже слуховой аппарат. Также они могут быть допущены к управлению автобусом, троллейбусом, трамваем или грузовиком при условии ношения ими индивидуальных средств реабилитации.

Многочисленные автопробеги глухих, реализуемые в рамках госпрограммы «Доступная среда», доказывают: российские дороги вполне приспособлены для того, чтобы по ним ездили слабослышащие граждане. Всероссийское общество глухих продолжает держать вопрос получения водительских прав инвалидами на особом контроле и готово предпринять все необходимое, чтобы пресечь все возможные формы дискриминации граждан с ограниченными возможностями здоровья.

 

Ирина Гончарова
Фото: udm.ru, e-a.d-cd.net