Сегодня, когда образование выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность человека в современном обществе, многих волнует вопрос улучшения процессов обучения. Их эффективность во многом зависит от таких навыков, как запоминание и память. Ученые изучают память на различных уровнях, начиная с нейрофизиологии и заканчивая психотерапевтическими практиками.
Одна из самых распространенных концепций памяти представляет собой образ бочки, в которую складываются глиняные дощечки. Таким образом, один из первых вопросов, который волнует обывателя – это объем памяти в мозге. Но как утверждает член-корреспондент РАН, профессор, доктор биологических наук Павел Балабан, ставить вопрос подобным образом недопустимо.
Ученый приводит простой пример: если спросить у человека телефон Архимеда, он и не попытается начать вспоминать, а сразу ответит, что телефона у Архимеда не было. Компьютер же в данной ситуации начнет перебирать все свои файлы, чтобы найти соответствующую запросу информацию.
Становится очевидным, что представление о памяти в виде неких единиц хранения или сравнение с компьютером абсолютно некорректно. На основании экспериментов стало известно: когда мы извлекаем что-то из нашего сознания, каждый раз происходит процесс восстановления и реконструкции. Зачастую воспоминание обрастает все новыми подробностями, не происходившими в реальности, но человек твердо уверен, что именно так и было на самом деле.
Итак, существуют ли реальные техники улучшения памяти? Первое, что приходит в голову – мнемонические практики, известные еще в древности и называемые ассоциативным запоминанием. Однако Константин Анохин, российский нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАМН, говоря о таких практиках, отмечает не очень приятный аспект: они трудоемки и требуют постоянного обращения к себе. Иными словами, нельзя пройти некий тренинг и навсегда получить хорошую память.
Кроме того, один из ключевых факторов при запоминании – эмоция. Известно, что эмоционально окрашенную историю человек запоминает лучше. Так же хорошо запоминается информация при выбросе некоторых гормонов, например адреналина, что свидетельствует о лучшем восприятии информации в стрессовых ситуациях. При исследовании данной гипотезы американскими учеными проводились опросы, в результате которых выяснилось: в 99% случаев люди достаточно подробно помнят обстоятельства, в которых они находились во время убийства президента Кеннеди.
Тем не менее, состояние излишней тревожности не всегда помогает запоминанию, поскольку внимание человека концентрируется на источнике тревоги, а не на той информации, которую нужно запомнить. Нет ничего бесполезнее, чем ругать ребенка во время выполнения домашнего задания, требуя от него заучивания текста, потому что в этот момент он сосредоточен исключительно на недовольстве родителя.
Впрочем, один совет, который не потребует особых усилий от ленивого обывателя, например готовящегося к экзаменам студента, все-таки есть. Для достижения лучшего результата при запоминании нескольких блоков информации необходимо делать небольшие перерывы по 5-10 минут. Это связано с тем, что мозгу человека требуется некоторое время, чтобы (воспользуемся компьютерной терминологией) «загрузить информацию».
Марина Антонова
Фото: ikirov.ru