logo

Шамот. Фарфор. Бумага.

В государственном музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Шамот. Фарфор. Бумага. Скульптура и графика Кирилла Копылкова», которая знакомит посетителей с творчеством известного петербуржского художника-керамиста. На экспозиции представлены работы, созданные в течение последних двадцати лет, с 1992 по 2012 годы.

Кирилл Копылков родился, живет и работает в Санкт-Петербурге. Он Член Союза художников России, окончил кафедру художественной керамики и стекла знаменитой «мухи» – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища. Впрочем, образование и формирование творческого мировоззрения началось гораздо раньше. Кирилл – художник во втором поколении, сын Михаила Копылкова, известного на петербужской арт-сцене с 70-х годов скульптора-керамиста.

Лаконизм, сдержанность, элегантность, символизм. Именно так можно охарактеризовать работы Кирилла Копылкова, а по оценке коллег он «конструктор и инженер пластических форм» и «архитектор в керамике». Произведения исполнены спокойствия, лишены украшательства, предельно точны. Эмоции, идеи, суть переданы лишь легким намеком, и как все сокровенное, находятся глубоко и раскрываются не сразу. Предельная минималистичность, свойственная работам художника, удивительным образом превращает простые бытовые композиции в полные смысла инструменты для медитации и вдумчивого созерцания.

«Поцелуй» 1992

Кириллу одинаково легко даются как групногабаритные объекты, так и малые формы, а также вполне функциональные предметы: шахматы, чайники, кальяны. Кроме того, на выставке представлена графика художника, которая не только имеет значимость самостоятельных произведений – зачастую она становится прототипами скульптур или многофункциональных объектов. Но каким бы ни был размер или материал, работы Кирилла объединяет одно: максимальное обобщение и лишенная подробностей и деталей пластика, наполненные глубоким внутренним смыслом.

«Музыка V» 2011

В период с 2007 по 2012 год Кирилл путешествует по Японии, Корее и Китаю, изучая восточные методики работы с глиной и фарфором. Одним из итогов исследований и творческих поисков стали произведения последних лет. Им свойственна шероховатая поверхность, которая в эстетике востока отражает природную естественность и наполненность смыслами. Если в традиционных европейских канонах это оценивается как дефект, на востоке фактура со следами обжига, напротив придает ей дополнительную ценность: огонь, уничтожая один предмет и исчезая, рождает и формирует другой.

Фрагмент фактуры

«Вдохновляясь удивительным разнообразием природных форм, я ищу то, что объединяет их в один мир», – говорит Кирилл. – «Ту формулу конструкции живого, что лежит в основе формообразования видимого мира. Анализ конструкции живых существ приводит к выявлению каркаса, который я превращаю в образы узнаваемые и абстрактные. На этой выставке я хочу показать не только трехмерные результаты этого «научного» исследования, но и свои графические мысли на ту же тему, поскольку они часто становятся прототипами скульптур и функциональных объектов».

Кирилл Копылков на церемонии открытия выставки

Смотрите также фоторепортаж с мероприятия

Шипилов Тимофей
Фото автора