logo

«Мишка». Малобюджетный, «народный» автомобиль

altЭто ТМ 1131 «Туляк», или как его еще называют, «Мишка» — проект тульского ОАО «Мишка-Тула-Москва», который позиционируется разработчиками как малобюджетный, «народный» автомобиль класса А, предназначенный в том числе, и для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта началась в 1997 году, прототип автомобиля впервые был представлен в 1999. В 2004 году к проекту присоединился экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, который является председателем совета директоров ОАО «Мишка-Тула-Москва». За последние пять «Туляк» анонсировался несколько раз, однако серийная сборка откладывалась по разным причинам. А сегодня…

Много времени потребовали технические доработки, испытания и сертификации. Затем последовало приведение автомобиля в соответствие со стандартом Евро-3, формирование промышленной партии для комплектации. «Когда я присоединился к проекту в 2004-м, я не представлял себе, какой еще предстоит сложный и долгий путь от прототипа до производства», — сказал Анатолий Карпов.

В 2005 году губернатора Тульской области Василия Стародубцева, который поддерживал проект, сменил Вячеслав Дудка, и участие местных властей в реализации «народного» автомобиля было свернуто. Последовали многочисленные проверки документов и их переоформление в связи со сменой акционеров, что оказалось довольно длительным процессом, затянувшимся на полтора года.

 

alt

Сейчас дела налаживаются. «Мишка» получил долгожданную сертификацию, разрешение на выпуск первых промышленных партий. Реализуется программа по выпуску 10 000 автомобилей в год. Проект ищет инвесторов, готовых вложиться в производство. «Наш продукт полностью готов», — сказал Анатолий Карпов. — «Мы можем начинать производство — хоть с высокого, хоть с низкого старта». В настоящий момент компания в состоянии выпускать автомобили на средства акционеров — «Туляки» собираются на стапелях «Мишка-Тула-Москва». «Высокий старт» потребует инвестиций в производственную программу.

 

Модельный ряд предполагает выпуск универсалов, фургонов, пикапов. В основе конструкции несущий металлический каркас оригинальной разработки из низколегированной стали, на котором крепятся пластиковые панели кузова. Длина автомобиля 3 330 мм, высота 1 442 мм, ширина 1 575 мм, колесная база — 2 280 мм.Привод передний , снаряженная масса 860 кг. «Туляк» комплектуется двигателями МеМЗ Украинского Мелитопольского моторного завода объемом 1,2 (64 л.с.) и 1,3 л (70 л.с.), стандарт Евро-3. Расход топлива 5,8 л / 100 км., максимальная скорость 150 км/ч. Коробка передач механическая, шестиступенчатая. В дополнительной комплектации может быть установлена газовая система 4 поколения. В конструкции широко использованы узлы и агрегаты автомобилей «Газель», «Ока», «Таврия» и семейства ВАЗ, что позволит обслуживать «Мишку» на существующих станциях техобслуживания.

 

alt

Портал «Я-Человек» интересовали не только технические характеристики и особенности эксплуатации, но и то, насколько автомобиль отвечает требованиям людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассказывает Владислав Юрьевич Дурнев, представитель ОАО «Мишка-Тула-Москва».

«В первую очередь, я бы отметил возможность разместить в багажном отделении сложенную инвалидную коляску, которая далеко не полностью занимает полезный объем. Остается немало места, что легко позволяет разместить дополнительный багаж, например, собранный на дачном участке урожай.

Во-вторых, стоит обратить внимание на агрегат ручного управления. Он несложен, но очень удобен. Слева рычаг сцепления, справа управление дроссельной заслонкой и тормозом, устроенное по принципу джойстика: потянул на себя — поехал, выжал вниз — остановился. Если говорить о «народном» автомобиле, представьте распространенную ситуацию, когда «Мишкой» пользуется не только инвалид-колясочник, но и его сын. В этом случае, блок управления легко демонтируется. Нужно лишь открутить несколько болтов, что занимает не более пяти минут.

Если инвалид является владельцем автомобиля, оборудованного газовой системой, «Туляк» будет удобен ему тем, что управление осуществляется из салона, причем не только вручную, но и автоматически. Преимущество также в том, что зимой запуск двигателя осуществляется на бензине. Нет необходимости лишний раз покидать салон, что несомненно является плюсом для людей с ограниченными возможностями».

 

alt

Сажусь за руль, устраиваюсь, присматриваюсь, вытягиваю ноги. Что ж, действительно удобно. Сиденье эргономичное, подголовник плотен, но не навязчив, салон не кажется тесным. Обзор достаточен, приборная доска хорошо видна. Примериваюсь к ручному управлению, тяну рычаги. Нареканий не находится: ход плавный, мягкий, не требующий чрезмерных усилий.

Чем еще замечательным и интересным может удивить потенциального покупателя «Туляк»? «Днище автомобиля практически не содержит выступающих деталей», — продолжает Владислав. — «Это может оказаться полезным в сложных дорожных условиях. А если вы приехали отдохнуть на юг, несложно отвернуть четыре болта, которыми крепится задняя часть кузова, и тогда «Туляк» превращается в ландо. Эта особенность позволяет также разместить в багажном отделении холодильник или стиральную машину. Пластик, из которого собран кузов, намного дольше удерживает тепло зимой. Он практически вечен и не подвержен коррозии, что значительно снижает стоимость эксплуатации».

Не обошлось и без небольшой, но эффектной демонстрации. Рассказывая о достоинствах пластика, Владислав вдруг резко вдавливает ногой переднее крыло. Раздается жуткий звук. Я невольно вздрагиваю и втягиваю голову в плечи. Но крыло тут же «отыгрывает» назад, а пока Владислав как ни в чем не бывало продолжает рассказ, пристально вглядываюсь в казалось бы, безнадежно испорченную деталь. Никаких следов. «Мало ли, что может случиться на дороге», — улыбается Владислав. — «От мелких дорожных неприятностей «Туляк» застрахован».

 

alt

Номер автомобиля, на котором Владислав прибыл в Москву, — 002. Меняются буквы, но нумерацию удается сохранить. Сейчас в средней полосе России проходят испытания более десяти «Мишек». В основном, их эксплуатируют сотрудники « Мишка-Тула-Москва». Тот автомобиль, что прибыл в Москву, прошел более 46 000 километров. «Поломок, требующих серьезного ремонта, не было», — говорит Владислав. — «Обычные регламентные работы: замена тормозных колодок, шаровых опор, технических жидкостей, фильтров».

И наконец, пора задаться одним из главных вопросов. Сколько стоит «народный» автомобиль? На этот вопрос отвечает Леонид Германович Загорский, генеральный директор ОАО «Мишка-Тула-Москва». «На сегодняшний день стоимость «Туляка» в базовой комплектации составляет 196 000 рублей. Блок ручного управления для людей с ограниченными возможностями — 8 000 рублей. А если вы захотите оборудовать автомобиль газовой системой, нужно доплатить еще 15 000 рублей. Далее все зависит от индивидуальных пожеланий. Мы можем осуществить установку ABS, гидроусилителя руля, окраску «металлик», разработать индивидуальный дизайн и многое другое».

Как сложится дальнейшая судьба «народного» автомобиля, пока не известно. Оригинальная конструкция и несомненные достоинства «Мишки» вызывают закономерный интерес, поэтому не удивительно, что автомобилем интересуются не только потенциальные покупатели из числа граждан, но и такие организации, как Общероссийская общественная организация инвалидов Инвалиды России. Нам остается искренне пожелать проекту успехов в непростом, но полезном и нужном деле.

 

Текст и фото: Шипилов Тимофей, специально для социального портала «Я-Человек»

Использованы материалы официальных пресс-релизов и свободных источников.