logo

«Барометр кризиса»: декабрь 2014 – январь 2015

«Барометр кризиса» – новый проект Форума Доноров, целью которого является мониторинг развития российской корпоративной благотворительности с учетом текущей экономической ситуации. В конце каждого месяца проводятся короткие опросы представителей крупных российских и международных компаний, отвечающих за реализацию социальной политики и благотворительных программ на территории РФ. Результаты в виде графиков и комментариев к ним размещаются на официальном сайте Форума Доноров.

В конце декабря 2014 года был запущен первый опрос, в котором приняли участие представители тридцати компаний. Согласно полученным результатам, большинство респондентов отметили относительную стабильность в отношении финансирования социальных и благотворительных программ. Запланированный на 2015 год бюджет – на прежнем уровне или увеличен, количество штатных сотрудников, занятых в благотворительной деятельности, также осталось на уровне прошлого года.

Большинство компаний (13) отметили корпоративное волонтерство как одно из приоритетных направлений деятельности. Еще 11 включают элементы корпоративного волонтерства в благотворительные программы, а 4 компании – планируют развитие данного направления в ближайшее время. С более подробными результатами декабрьского «Барометра кризиса» можно познакомиться на сайте Форума Доноров.

Январский опрос, в котором приняли участие 32 компании, напротив показал отрицательную динамику в отношении финансирования. Общая картина не изменилась даже с учетом того, что в этом опросе приняло участие на две компании больше. Благотворительный бюджет на уровне 2014 года подтвердило чуть более половины респондентов (17), восемь компаний отметило его сокращение и уменьшение количества реализуемых проектов, и лишь четыре (в предыдущем месяце – 6) по-прежнему планируют увеличение бюджета по сравнению с прошлым годом.

Запланированный благо­твори­тель­ный бюджет компании в 2015 году

В кадровой политике компаний серьезных изменений не зафиксировано. Несмотря на то, что январский вопрос отличался от декабрьского (в прошлый раз Форум Доноров спрашивал о людях, занятых в благотворительной деятельности, в этот – о кадровой политике в целом), в целом показатели примерно одинаковы, и число сотрудников остается на уровне 2014 года. При этом, как и в декабре, некоторые организации сохранили тенденцию к сокращению штата, а некоторые – к его увеличению.

Кадровая политика компании

В январе опрос был расширен. Учитывая сложившуюся в стране экономическую ситуацию, Форум Доноров включил в него пункт «Антикризисные меры». Согласно полученным результатам, 13 компаний из числа опрошенных пересмотрели приоритеты благотворительной деятельности. В то же время, 5 респондентов не считают необходимым рассматривать какие-либо антикризисные меры, остальные отметили от одного до пяти пунктов. К наиболее приоритетным мерам компании отнесли развитие волонтерства (14), а также фандрайзинг и партнерство с другим бизнесом (по 11). Чуть меньший приоритет у развития частных пожертвований (9) и у изменения числа подрядчиков (8). С более подробными результатами январского «Барометра кризиса» можно познакомиться на сайте Форума Доноров.

Антикризисные меры

Обобщая полученные в ходе январского опроса данные и сравнивая их декабрьскими, можно отметить следующее. Компании, отвечающие за реализацию социальной политики и благотворительных программ, стремятся сохранить число сотрудников и реализуемых инициатив на уровне 2014 года, однако кризис дает о себе знать, и уже в начале года размер финансирования сокращается. Учитывая сложившиеся условия, многие компании пересматривают приоритеты своей деятельности и пробуют новые направления.

Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем, сказать сложно. Одни эксперты считают, что уменьшение финансирования, а также сокращение количества социальных и благотворительных программ в январе – лишь начало. По их прогнозам, наиболее неблагоприятный период придется на второй квартал 2015-го. Другие отмечают сплоченность русского народа, особенно в трудные времена, и верят, что все финансовые преграды удастся преодолеть, ведь благотворительность важна не только в благополучные годы, но и в период кризиса.

 

Шипилов Тимофей
Фото: selectfactoring.co.uk